Вся психология в одном университете

"Учительская газета" публикует репортаж о деятельности Центра экспериментальной психологии МГППУ

СМИ о нас

МГУ такое оснащение учебного процесса и не снилось 

Московский городской психолого-педагогический университет провел презентацию Центра экспериментальной психологии, не имеющего аналогов в России. 

Этот Центр был создан в 2008 году. Понятно, что денег на приобретение суперинновационного оборудования для учебного процесса и научных исследований у университета не было. Помог приоритетный национальный проект «Образование». МГППУ со своей программой стал победителем, получил солидные средства и решил все вложить в оснащение Центра. Ректор МГППУ Виталий Рубцов пригласил на работу доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Владимира Барабанщикова, предложив ему создать такой Центр. При этом у ученых состоялся интересный разговор: Виталий Владимирович предложил Владимиру Александровичу составить, не стесняясь, список необходимого оборудования, а Владимир Александрович и в самом деле не постеснялся, хотя и заметил скептически: «У вас на это средств не хватит!» Но средств хватило: сколько-то к конкурсным деньгам добавил Департамент образования, сколько-то МГППУ получил в результате выполнения проектов по договорам о научном сотрудничестве с солидными организациями. В результате и было приобретено все то, что нынче буквально в полном смысле слова заставляет замирать даже видавших виды ученых. Такой экспериментальной базы нет даже у МГУ, а уж казалось бы, тот может позволить себе многое. Зато МГППУ теперь может проводить серьезные фундаментальные и прикладные научные исследования, учебно-методическую работу со студентами, аспирантами и стажерами.  

Мы переходим из одной, прямо скажем, небольшой комнаты в другую и удивляемся тому, как в них разместился уникальный высокотехнологичный аппаратно-программный многофункциональный комплекс, какого сегодня вообще нет в России. 

В состав комплекса входят: 

  • стационарные и мобильные системы регистрации движения глаз;
  • многоканальные системы диагностики функциональных состояний;
  • 104-канальный энцефалограф с программным обеспечением нового поколения;
  • система видеорегистрации, предназначенная для анализа поведения людей в реальных ситуациях общения и деятельности, включающая стационарные цифровые видеокамеры (ExtCam), миниатюрные видеокамеры для установки на голове испытуемого (SubCam) и многое другое.

Предвижу, как педагоги, прочитав весь этот перечень, тут же зададут вопрос: «И зачем все это?» В самом деле - зачем? 

Дело в том, что от того, какой вывод о состоянии человека сделают психологи, в полном смысле слова зависит его судьба. Например, то, какую образовательную траекторию ему могут предложить для эффективного овладения знаниями или какую схему лечения, поддержки, сопровождения ему предпишут. Да мало ли что еще могут рекомендовать человеку, причем в разном возрасте! Вопрос заключается в том, насколько точен будет диагноз, прогноз и рекомендация психолога. Можно все определить на глазок, как, собственно говоря, это и делают сегодня психологи, а можно сделать это с высочайшей степенью точности, как это позволяет сделать оборудование в Центре экспериментальной психологии МГППУ. И мало того, что сделать, но еще и провести эксперименты и применить различные инструментальные технологии диагностики для обучения студентов - будущих психологов. 

Сегодня Центр обеспечивает применение широкой линейки методов и технологий инструментального исследования - окулографии, полиграфии, тахистоскопии, регистрации электрической активности мозга, видеорегистрации, психофизических измерений.  

Мы входим в одну из лабораторий, и нам показывают, как человек садится к прибору и тот регистрирует и анализирует его зрительную активность. Говоря по-научному, Центр располагает высокоскоростной системой регистрации и анализа глазодвигательной активности человека, стационарными и мобильными системами окулографии нового поколения. То есть приборы позволяют сделать очень много выводов только по регистрации и анализированию того, какова реакция зрения человека на предлагаемые изменения, каково его функциональное состояние. Для этого тут с успехом применяют многофункциональные устройства - полиграф Болеро, Шфрид-2007 и другие. В следующей лаборатории мы видим сидящего в специальном кресле человека с закрепленными на руке проводками. «Это полиграф?» - интересуемся мы и получаем ответ: «Практически да». Только полиграф этот предназначен не для испытания правдивости подопечного, а для определения его истинного состояния. В Центре построена экранированная камера для электроэнцефалографического оборудования -104-канальный энцефалограф «Нейровизор БММ 40», шлем MIScap, активные электроды actiCap - с программным обеспечением нового поколения. 

В следующей лаборатории мы видим человека с диковинным шлемом на голове. Оказывается, перед нами уникальная система видеорегистрации поведения людей в реальных условиях общения и деятельности. В эту систему входят стационарные цифровые видеокамеры, миниатюрные камеры для установки на голове испытуемого, сетевые видеокамеры. Причем все компоненты этой уникальной системы рассчитаны на возможность одновременного использования, совместимы друг с другом и, что важно, предлагают комплексный анализ данных. 

Было бы наивно полагать, что эксперименты и исследования станут исключительно достоянием коллектива Центра. Отнюдь, тут есть и другое оборудование, которое позволяет проводить рабочие видеоконференции (нам тут же продемонстрировали разговор с сотрудником, находящимся за границей). Благодаря Интернету Центр ныне включается в единое медиапространство, сотрудничает с российскими и зарубежными партнерами, получает оперативный доступ к необходимой информации, а те могут в виртуальном пространстве наблюдать за экспериментами и даже участвовать в них. 

Ученые весьма высоко оценивают возможности экспериментальной работы, которыми обладает Центр. Его экспериментальные исследования направлены на выявление психологических механизмов восприятия комплексных объектов и событий, анализ закономерностей активности мозга и становления окуломоторных структур при решении когнитивных задач, реконструкцию способов использования людьми современных информационных и коммуникационных технологий. В ходе исследований в Центре получают новые данные, раскрывающие природу познавательных процессов в условиях деятельности и общения. Например, была дана характеристика перцептогенеза комплексных объектов в различных условиях восприятия, раскрыты закономерности зрительно-окуломоторных координации при восприятии комплексных объектов, описано становление окуломоторных структур в процессе формирования навыка чтения, прослежены особенности восприятия и общения людей в «расширенных средах», выявлены стратегии познавательных процессов в ситуации референтного общения, описаны изостатические паттерны движений глаз при восприятии лица человека, установлена зависимость оценок индивидуально-психологических особенностей человека от модальности экспрессии его лица. Все это, конечно, простому человеку мало что говорит, но академик Рубцов утверждает, что после обучения в Центре специалист сможет выявить в толпе человека, имеющего те или иные отнюдь не радужные намерения. После событий в аэропорту, согласитесь, это чрезвычайно важно для всех нас. Ну и конечно, для всех тех, кто сотрудничает с Центром. 

Вообще сотрудничество для такого современного Центра чрезвычайно важно. При конструировании и организации аппаратно-программного комплекса МГППУ широко использовал опыт работы ведущих зарубежных и отечественных центров, лабораторий, институтов, много дало университету участие его сотрудников в международных и национальных проектах. И это не только многочисленные гранты ЕС, РФФИ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ, но и бесценные теоретические, практические знания. 

Тут самое время сказать о кадрах, ведь без высококвалифицированных психологов, программистов, инженеров, наверное, ничего и не получилось бы. Главная ценность Центра - молодые специалисты, которые сознательно отказались от работы в престижных фирмах, где платят в несколько раз больше, чем в МГППУ. Такой вот пример служения делу, науке, которое помогает работе Центра. 

Важнейшее условие деятельности Центра - развитая инфраструктура, в основе которой грамотное инженерно-техническое обслуживание комплекса и многоуровневое информационно-технологическое сопровождение исследований. По существу, деятельность Центра обеспечивается работой всех служб МГППУ. Наиболее тесные рабочие контакты Центр имеет с факультетом информационных технологий, сотрудники и студенты которого включены не только в учебные, но и в совместные исследовательские программы. 

Тот, кто посещает Центр в первый раз, сразу задает вопрос: «А какое отношение он имеет к учебному процессу?» Оказывается, самое прямое. На базе Центра уже разработан аппаратурный практикум по экспериментальной психологии нового поколения. В отличие от прототипов он опирается на использование современных технических средств исследования, программного обеспечения, математических методов анализа и обработки данных. Это знакомит студентов с научно-исследовательскими разработками по актуальным проблемам общей психологии, формирует навыки эксплуатации новейшего оборудования, демонстрирует возможности прогрессивных форм телекоммуникации в образовательном и научном пространствах(организация и проведение научных и учебных исследований, телеконференций, дистанционного - через Интернет - обучения). 

Сегодня мы говорим о нашей новой школе, но она невозможна без нашего нового вуза. МГППУ вместе со своим Центром экспериментальной психологии дает образец того, каким этот вуз может быть в реальности. 

Виктория МОЛОДЦОВА 

Эксперимент дает перспективы развития 

В Центре экспериментальной психологии МГППУ прошло выездное заседание Бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Сообщение сделал директор центра член-корреспондент РАО Владимир БАРАБАНЩИКОВ. 

Говоря об эксперименте в психологии, имеют в виду изучение психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях. Он основывается на том факте, что человек реализует свой внутренний потенциал в форме активности (поведения, деятельности, общения, игры), которая осуществляется в конкретной ситуации. Анализируя активность, соотнося ее, с одной стороны, с человеком как субъектом, с другой - с ситуацией, исследователь получает возможность реконструировать структуры и процессы внутреннего мира, без которых наблюдаемая активность была бы невозможна. Смысл проведения эксперимента заключается в том, чтобы установить детерминанты исследуемого события, то есть определить характер связи между ситуацией (ее типом, структурой и элементами), явлениями психики и активностью (состояниями) испытуемых. 

В отличие от наблюдения эксперимент позволяет наиболее полно объективировать психологическое содержание изучаемого явления, управлять им в соответствии с задачами исследования, непосредственно вскрывать причинно-следственные связи, получать надежные и достоверные знания. 

С точки зрения эпистемологии эксперимент не просто один из возможных способов исследования, используемых психологами наряду с другими методами: тестированием, опросом, анализом продуктов деятельности. Речь идет о системообразующем элементе логики научного познания как такового, согласно которому проникновение в сущность вещи опосредовано ее преобразованием («расформированием») либо воссозданием («формированием»). Согласно Иммануилу Канту, новоевропейский разум мыслит экспериментально, причем это мышление реализуется как в науках о природе, так и в науках о человеке. В центре внимания оказываются состояния наблюдаемого объекта (живого существа, события) в зависимости от меняющихся условий его существования. Причем решающее значение придается предельным (критическим, пограничным) состояниям, которые в реальной жизни могут не встречаться. 

В своих конкретных формах психологический эксперимент не претендует на универсальность и имеет ограничения (аналитическая направленность, искусственность лабораторных условий, взаимовлияние экспериментатора и испытуемого), преодоление которых служит одним из стимулов развития объективного метода исследования в целом.

Экспериментальная психология аккумулирует эмпирические знания о психике, раскрывая ее закономерности, свойства и механизмы. На основе этих знаний выстраиваются представления о восприятии, памяти, внимании, мышлении, своеобразии внутреннего мира человека в целом. Вне экспериментально-психологических исследований решение фундаментальных проблем психологической науки, таких как сознание, деятельность, личность, общение, остается принципиально неполным.

Современная экспериментальная психология не ограничена академическими рамками. Решая задачи, которые ставит жизнь, общество, она превращается в область профессиональной практической деятельности. Экспериментальные методы, первоначально выступавшие в качестве средств верификации теоретических гипотез, становятся основой процедур экспертизы, диагностики и коррекции. К сферам приложения экспериментально-психологического знания относятся инженерно-психологическое проектирование, экспертиза средств деятельности, оптимизация деятельности сложных социотехнических систем, психологическая оценка рабочих мест и качества продукции, обучение специалистов.

Экспериментальный метод изначально имеет комплексный междисциплинарный характер. Решение психологических проблем обеспечивается знаниями, полученными в физиологии, физике, информатике, электронике, которые в конечном счете замыкаются на организации конкретной экспериментальной ситуации, способах регистрации состояний и оценки поведения людей. Через эксперимент в психологию проникают инновационные технологии, процедуры измерения, новые представления о природе объективной действительности.

Логика развития науки показывает, что эксперимент относится к числу ключевых средств познания природы психики и поведения. На его основе конституируется как общая психология, так и специальные отрасли науки: психофизиология, инженерная психология, клиническая психология. От уровня экспериментальных исследований зависит уровень развития психологической науки в целом и ее роль в жизни общества. Благодаря экспериментальному методу 130 лет назад психология выделилась в самостоятельную дисциплину, а позднее вошла в число фундаментальных наук.

Траектория развития экспериментальной психологии имеет противоречивый и нередко запутанный характер. Энтузиазм исследователей неоднократно сменялся разочарованием, а абсолютное доверие эмпирическим данным - сомнением в их познавательной и особенно практической ценности. Важные шаги в развитии экспериментального метода сделаны эмпирической психологией сознания, гельштальтпсихологией, динамической психологией, исследователями поведения, а в последние десятилетия - когнитивной психологией. На сегодняшний день   эксперимент имеет многообразные формы и применяется в большинстве областей психологической науки. Уровень экспериментальных, прежде всего лабораторных, исследований - показатель фундаментальности науки и одновременно ее практического потенциала: на основе лабораторных методик создаются исследовательские и диагностические методики в прикладных областях психологии. 

Основу современных исследований составляют информационные и телекоммуникационные технологии. Показатель прогресса - использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер. Сегодня постоянно совершенствуются периферийные технические устройства. Прежде всего, те из них, что формируют с заданными параметрами информационную среду человека, или, в более специальных терминах, потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое другое. Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практически любого визуального стимульного материала. Использование цифровых форматов записи и воспроизведения звуков позволяет оперативно создавать любые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека. На новый качественный уровень поднято оборудование, предназначенное для регистрации состояний испытуемого и систем его организма (ЭЭГ, ЭМГ, окулография, магни-тоэнцефолография).  Наконец, прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей, начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдений и средствами аудиозаписи.

Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление  многокачественности  идинамизма психических явлений, а также роли «вторичных» или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.

Результатом технологического переоснащения стала реорганизация всей инструментальной базы психологии. Например, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз человека (айтрекинг) считалась грубым и очень трудоемким и малоперспективным методом исследования. Сегодня благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов это один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрной видеокамеры (субкам) на голове или очечной оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно разнесенных камер. Возник новый метод исследования - полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни.

Конечно, не каждый психологический эксперимент требует современного оборудования и высоких технологий. Более того, глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости исследований. Речь идет о достигнутом уровне развития экспериментального метода и профессиональной культуре его использования. Эффективный инструментарий существенно расширяет горизонт выполняемых исследований и обеспечивает готовность использования экспериментального метода в решении практических задач.

По общему признанию, до начала 80-х годов уровень исследований, проводимых в СССР, был сопоставим с аналогичными исследованиями в развитых странах Европы и США. Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы - широкого использования и разработки тестов, тренингов, психотерапевтических техник, восстановления статуса наблюдения, активного обращения к идеографическим и экспериментальным процедурам -доля лабораторного эксперимента, с которым связаны значительные достижения русской и советской психологии в прошлом, зримо сократилась. В этом пункте отставание отечественной науки от европейской и американской особенно ощутимо.

Описанная ситуация обусловлена несколькими причинами. Это, во-первых, остаточный принцип финансирования науки, существенно ограничивающий доступ к современному оборудованию и технологиям, во-вторых, падение интереса к лабораторному эксперименту в самом психологическом сообществе и недооценка его значения.

Негативные тенденции наглядно проявляются на стадии подготовки профессиональных психологов, число вузов, включающих в учебные программы аппаратурный практикум по психологи, можно пересчитать по пальцам, но даже там используемое оборудование и предлагаемые методики с трудом можно отнести к числу современных. В результате выпускники психологических факультетов не имеют ни мотивации, ни навыков серьезной экспериментальной работы и не всегда понимают смысл фундаментальных исследований.

Инновационный путь развития страны предполагает радикальное изменение отношения к лабораторному эксперименту в отечественной науке. Призывы к модернизации в рамках психологии означают, прежде всего, реорганизацию ее исследовательской базы на основе активного использования новейшей аппаратуры, оригинальных инженерных и программных решений, эффективного вычислительного сопровождения научных исследований и нестандартного математического моделирования. На этом пути открывается возможность существенно повысить конкурентоспособность отечественной науки, вести профессиональную подготовку психологов по стандартам развитых стран, эффективнее транслировать опыт современной исследовательской работы в региональные научные и образовательные центры.