Вся психология в одном университете

Газета "Известия" публикует статью о прошедшем в МГППУ вручении премии "Игрушка года - "Детские психологи рекомендуют

СМИ о нас

Ловкие удочки и славяне-воины 

Психологи назвали лучшие игрушки года 

Екатерина Пряхина, 18 февраля 2011 г. 

Военная игрушка должна создавать образ защитника, а не агрессора. 

В современных магазинах игрушек взрослые часто теряются: как выбрать именно ту игрушку, которая не только вызовет восторг у ребенка, но и поможет ему в развитии, станет любимой на годы. Ассортимент столько разнообразен, что глаза просто разбегаются. В минувшую среду в Московском городском психолого-педагогическом университете вручали премии "Игрушка года - психологи рекомендуют". Корреспондент "Недели" Екатерина Пряхина посетила мероприятие. 

Несколько последних лет Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ проводит исследования игровых материалов. И регулярно выпускает каталог с десятком лучших товаров. Чем не готовое, идеально выверенное руководство для родителей? 

Приветствуя специалистов Центра на вручении премии, глава департамента образования Москвы Исаак Калина сказал: "Когда вы стали рассказывать родителям, какие игрушки нужны детям, многие производители на вас обиделись. А когда вы скажете, какого количества игрушек на самом деле ребенку вполне достаточно, они обидятся вдвойне!" Однако, не у всех производителей оказался повод обижаться: некоторые получили в этот день признание психологов и педагогов. Среди победителей - фирмы разных стран мира. 

Само перечисление номинаций может послужить ориентиром для родителей. Эти номинации, по сути, являются исчерпывающим перечнем типов игрушек, которые должны быть у каждого счастливого ребенка. 

В номинации "Лучшая кукла" победил пупс немецкого производства. Его выбрали за спокойный нрав, удобную одежду, пластичную фигурку, легко умещающуюся в детской ручке. На вопрос, не является ли тряпичное тельце пупсика недостатком - ведь его нельзя купать! - педагог-психолог Александра Романова ответила: 

- Для купания обязательно нужно завести другую куклу. Но зато выигрывает "эмоциональность": этот пупс умеет принимать разные позы, словно живой, пробуждая нежность и сочувствие. 

В номинации "Логическая игра" выиграл тоже "немец" - набор "Лабиринт Юниор". Представляя его, Михаил Случ (победитель конкурса "Учитель года-2010"), объяснил, чем хороши логические игры. 

- Некоторые вещи из детства, - сказал он, - во взрослой жизни превращаются в совершенно другой навык: способность создавать новое. 

Лучшей игрушкой для сюжетной игры назван набор "бытовой техники" тайского производителя. Крошечные деревянные пылесосы и стиральные машинки не умеют ни стирать, ни чистить, но от хорошей игрушки этого и не требуется: главное - чтобы она помогала ребенку создавать свой мир. 

В номинации "Соревнование в игре" победил немецкий набор "Нападай"; самой универсальной игрушкой стал отечественный набор дельфинов, из которых можно составлять бесконечное число комбинаций; лучшей стратегической игрушкой - французский "Коридор для детей", где маленькая мышка упрямо идет к своей цели - кусочку сыра - вопреки всем препятствиям. 

Военная игрушка должна создавать образ воина-защитника. В этой номинации победил российский набор фигурок "Славяне-воины". В разделе "Семейная игра" выиграл набор "Ловкие удочки", а в разделе "Сотрудничество в игре" - французский "Хоп! Хоп! Хоп!". 

Представляя лучшую режиссерскую игрушку - английский рыцарский замок, - заслуженный учитель России Ефим Рачевский сказал: 

- Вот многие думают, что я руковожу школой. А на самом деле я во второй половине дня запираюсь в своем кабинете и играю, играю... 

Шутки шутками, но именно в игре развивается творческое начало. 

- Недаром я, когда вижу криворукого человека, спрашиваю: "Ну ты что, в детстве недоиграл?" - завершил свою мысль Ефим Лазаревич. 

Среди победителей много деревянных игрушек и нет сложных, с электронной начинкой. Некоторые даже не открашены. И это несмотря на то, что большинство игрушек - родом из Европы, от ведущих производителей. Все они продаются в наших магазинах. Жаль только, ценники на эти "простенькие" вещицы бывают весьма высок. 

Даже мыльные пузыри уже не нужно выдувать самостоятельно 

Девочка Женя из сказки "Цветик-семицветик" пожалела о своих желаниях, когда ей пришлось спасаться от толпы кукол, и даже потратила лишний лепесток, чтобы от них избавиться. Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, рассказала "Неделе", чем опасно изобилие и модернизация игрушек для детского сознания. 

Неделя: Правда ли, что когда игрушек много, это не всегда хорошо? 

Елена Смирнова: В среднем число игрушек в детских комнатах достигает четырехсот! Никакое сознание не может охватить так много. Это результат маркетинга - нас "раскручивает" реклама. На самом деле детьми в игре используется всего 6% из этого разнообразия. 

Неделя: Как же спасаться? 

Смирнова: Тщательно выбирать. Пусть у ребенка будет 10-15 игрушек, но любимых, в которые он будет активно играть. 

Неделя: Некачественная игрушка может повредить ребенку физически. А какой психологический вред могут нанести игрушки? 

Смирнова: Сейчас много игрушек-чудищ - зубастых, клыкастых. Когда ребенок держит в руках таких монстров, он привыкает к этим образам, а эталонный образ человека разрушается. Пауки, роботы, инопланетяне - человека-то среди игрушек сегодня не найдешь. А ребенку нужен образ, который ему близок. Далее. Игрушка может свести детскую игру к примитивным манипуляциям. Многие современные игрушки требуют простого манипулирования: нажмешь кнопку, и она тебе скажет, что делать. Наша индустрия все предоставляет в готовом виде - даже мыльные пузыри уже не нужно выдувать самостоятельно, нажимаешь на кнопку - и они вылетают. Однако развитие происходит там, где нужно приложить усилия, придумать что-то свое. Игра - это сложная деятельность, где нужно строить свой мир, фантазировать, выражать себя. Игрушка должна быть открытой: в нее должно быть можно "вложить" любые состояния. 

Неделя: Мамы часто замечают, что маленькие мальчики тянутся к девчачьим игрушкам - "кухням", наборам для уборки, кукольным коляскам. А вот многие папы против: им кажется, что такие игры не воспитают в сыне мужчину, а то и приведут к девиациям. Кто прав? 

Смирнова: Неоправданные страхи! Ребенок должен прежде всего усвоить общечеловеческие ценности. Он проигрывает тот опыт, в котором живет. Это те самые кастрюли, коляски... Все это его жизнь, и когда он ее "отыгрывает", он ее лучше осознает. А куклы мальчикам нужны, игра в куклы учит устанавливать человеческие отношения, учит эмоциональной гибкости. Но это должны быть куклы-мальчики. Чтобы ребенок мог с их помощью самоидентифицироваться. Например, вот этот мальчишка, который представлен на конкурсе. Видите, он задорный, веселый. И к тому же футболист, что мальчики очень ценят.

Известия. Московская неделя. №29 (28290)