Вся психология в одном университете

Студенты МГППУ Роман СТЕПАНКИН, Олег ВАСИЛЬЧУК, Карина МЕЛЕНЧУК, Вера ЦАЙТЛЕР и Анастасия НИКОЛАЕВА приняли участие в конкурсе «Педагогический дебют». «Учительская газета»

СМИ о нас

Конкурс "Педагогический дебют" 

Не жалость, не сострадание - ответственность 

Роман СТЕПАНКИН, студент факультета социальной педагогики МГППУ: 

Долгое время я жил в глухой деревушке Драньково на границе Тверской и Псковской областей, и это во многом повлияло на мою жизнь. Я был в том возрасте, когда хочется проявлять свою социальную активность, заявлять о себе, чувствовать, что ты что-то значишь для общества, пробовать себя в роли лидера, но, к сожалению, условий для реализации моего потенциала в Дранькове не было, так как в школе не было ни кружков, ни секций, ни общественной организации, ни людей, заинтересованных это организовать. В 9-й класс я поступил уже в московскую школу, попал в Центр внешкольной работы «Синегория», в школу молодежных лидеров. Вот с этого все и началось: лагеря актива, туристические слеты, молодежные семинары, форумы, патриотические акции, походы. В общем, было поле для выплеска той социальной активности, которая накопилась за 8 лет пребывания в деревне. 

После сдачи экзаменов в 11-м классе у меня был выбор - либо бросить заниматься лю-бимым делом и пойти учиться в технический вуз, с головой погрузиться в учебу, либо пойти учиться в университет на специальность, которая позволит совмещать любимое занятие и учебу. Я выбрал второе, поступив в МГППУ по специальности «социальный педагог». Моя учеба на протяжении 5 курсов прекрасно совмещается с любимым занятием, которое стало моей профессиональной деятельностью и развивает мою практическую подготовку. 

На первом курсе своей учебы я, как человек, занимающий активную гражданскую позицию, стал проявлять себя в институте, принимать участие в организации таких мероприятий на факультете, как Осенний бал, Международный день социального педагога, дни открытых дверей, обучать туризму своих одногруппников и студентов младших курсов. Все это мне помогло реализовать свои лидерские способности, совершенствовать себя как организатора мероприятий. С нашим заместителем декана по внеучебной работе Ольгой Астемировой мы организовали выезд в детский дом VIII вида в Кубинке, скорее всего, именно тогда у меня возникла ответственность за все происходящее. Так получилось, что в этот детский дом я снова попал спустя два года - в 2008-м, когда меня назначали руководителем окружной программы «Родник души моей», направленной на сохранение русских народных традиций, которая позволила нам расширить диапазон участников, включить в нее воспитанников детских домов, особенно нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Практическая деятельность в детских домах стала основой для создания авторской программы «Шаг навстречу», направленной на формирование активной волонтерской группы, в которую вошли две группы студентов МГППУ и учащиеся шести школ Западного округа (100 человек в возрасте от 12 до 23 лет). Эта программа экспериментальная и апробируется всего полгода. За это время мы организовали 6 выездов в детские дома. Во время выездов студенты и школьники проводят игровые программы для знакомства участников и обучающие мастер-классы, это создает поле для совместной деятельности и расширяет полноценное живое общение ребят.

А нужно просто верить в человека 

Олег ВАСИЛЬЧУК, студент 5-го курса факультета психологического консультирования МГППУ: 

Могу сказать, что обучение на факультете для меня гораздо большее, чем получение специальности. Факультет серьезно повлиял и изменил мою жизнь, мой путь. Но чтобы как-то передать то, как я осмысливаю опыт этих лет на факультете, нужно подобрать какие-то особые слова, какой-то особый язык. 

О своей студенческой жизни как пути в профессию можно рассказывать по-разному. В целом не нужно далеко ходить, опыт можно осмыслить на разных уровнях. Чаще всего выделяют практический, теоретический и методологический уровни применительно, например, к концепции, подходу. Почему бы не применить их? Но будет ли этот язык адекватен, релевантен тому, что мне на самом деле хотелось бы рассказать - рассказать про путь и жизнь? 

Если бы я отвечал языком практического уровня, то в принципе мне было бы достаточно представить резюме: рассказать о своем незначительном опыте практической деятельности за последние несколько лет, которая достаточно разнообразна, хоть и фрагментарна. Это и привычная всем работа в детских лагерях, и ведение психологических тренингов, и участие в разнообразных научно-практических мероприятиях, и организация студенческих проектов. Я мог бы рассказать о том, к каким теоретическим традициям, моделям, к каким теориям лежит мое сердце, близок мой ум, но тогда это был бы формат своеобразной научной конференции, где я представлял бы свою теоретическую, исследовательскую, научную позиции. Наконец, методологический уровень. Я бы упомянул о своей симпатии к культурно-деятельностному подходу и его методологии или о философии и методологии экзистенциализма, но это все было бы точно слишком далеко от жизни.

Все-таки мне кажется, что язык, наиболее подходящий для осмысления моего студенческого пути и моей университетской жизни, - это язык ценностный.

Конечно, это не совсем рядоположные вещи - практика, теория, методология и ценности, но мне хотелось бы попытаться говорить на языке, близком к ценностному. Совсем не случайно я выбираю именно такой язык. Три образовательные доминанты, «три кита» обучения на факультете психологического консультирования - личность, академизм, мастерство. 

Уже с первых дней обучения такие горизонты ставит факультет консультирования перед студентом, и мы стремимся их достигать. Сквозь призму этих горизонтов я постараюсь рассказать о своем пути. 

Принцип личности требует от студента не только и не столько привлекать к обучению свои способности, личностные особенности, сколько делать их (то есть самого себя) содержанием обучения. Как известно, главный инструмент психолога и педагога - его личность, кроме того, личность - это один из основополагающих вопросов педагогики и психологии. Стремясь к этому горизонту - горизонту личности, я задался вопросом о том, с помощью чего можно двигаться в этом направлении. Возможным ответом, ключевой категорией для меня здесь стали идея, категория и опыт встречи. Мы можем найти упоминание об этом в работах разных авторов - Мартина Бубера, Михаила Бахтина, митрополита Антония Сурожского. 

За эти годы для меня состоялось несколько встреч с удивительными людьми, эти встречи во многом определяли мой дальнейший путь. Путем диалога и трансляции психологической и научной культуры становится возможным достижение и постижение опыта психотехнического (теоретико-практического) осмысления реальной, уникальной, конкретной ситуации - ее психологической и педагогической сторон. Психолог - человек, осознанно владеющий своей интуицией. Мастерство проявляется в том, чтобы уметь реализовать свой замысел в заданных условиях, открыть и реализовать замысел в изменяющихся условиях. Мастерство - это умение тонко и точно отвечать на вызовы реальности: педагогической, психологической, жизненной, может быть, предел мастерства - это умение созидать сами условия. Какие же ценности я обрел, двигаясь в сторону этих горизонтов на факультете? Мне кажется, что за это время я чуть-чуть прикоснулся к тому, как можно верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Как можно и нужно верить в ученика или студента, в его способности учиться, решать учебные и жизненные задачи, верить, что он может достигнуть своего человеческого величия - того, каким он может быть, надеяться на поддержку своих друзей и коллег, надеяться на то, что ты двигаешься в верном направлении, терпеть и выстаивать сложности, терпеть разочарование, безысходность, «педагогические провалы», прощать, примиряться с самим собой и прощать другого, прощать в человеке то, что мешает ему становиться лучше, ведь, простив это, не составит труда простить все остальное - наконец, любить. 

Дети – как чистый лист, и каждая ошибка обходится дорого

Карина МЕЛЕНЧУК, студентка 5-го курса факультета психологического консультирования МГППУ: 

Я очень люблю детей, ведь когда общаешься с малышами, сразу вспоминаешь себя в детстве, хочешь донести до них все самое необходимое - знания, умение общаться, выбирать друзей, быть самому хорошим другом. Дети - маленькие лучики, и мы должны им помочь светить ярче. Моя цель - не стоять на месте, а двигаться вперед. Ведь движение - это жизнь. Выбор профессии - дело весьма ответственное. Часто мы не знаем, кем хотим быть в юные годы, даже в зрелом возрасте мы порой сомневаемся, в нужном ли направлении идем, на своем ли месте трудимся. Этот очень сложный выбор никто не сможет сделать за нас, просто очень важно прислушаться к своему сердцу и мыслям. В свое время я выбрала для себя Психолого-педагогический университет. А почему, спросите вы, с чего все началось? О том, что моя профессия будет связана с педагогикой, я знала, наверное, еще с детского сада. Потому что уже тогда, завязывая шнурки на ботинках своим друзьям и «читая» им сказку «Про белого бычка», я думала, как стану воспитателем, потому что именно он, воспитатель, научил рисовать нас снежинки, делать открытки маме к 8 Марта, рассказал о целебных свойствах подорожника. А в школе появился Учитель. В этой роли я попробовала себя в 4-м классе. Это был урок русского языка по теме «Неологизмы», который я должна была провести от начала и до конца: объяснить новый материал, дать задание, придумать вопросы для закрепления и выставить оценки. Такова была задумка нашего преподавателя. Я справилась с поставленными задачами. Но передать эмоции, испытанные мной в тот момент, представлялось нереальным, ведь самое ценное, что у меня появилось, - это опыт. К окончанию школы я была готова поступать в педагогический институт. На первом курсе я работала в детском доме №6 на Большой Филевской улице. В детском доме я помогала детям с выполнением домашнего задания. Именно с этого момента поняла, что работа с детьми имеет для меня очень большое значение. Учебно-ознакомительную практику я проходила в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное» и в НИИ имени Бурденко. Весь второй курс я проработала стажером в школе, была помощником психолога. Чего только мне ни приходилось делать: я проводила уроки, занималась индивидуально с ребятишками начальной школы, вела групповые занятия у дошкольников и многое другое. Все это доставляло мне неописуемую радость и восторг. Я получила бесценный опыт в области закрепления теоретических и профессиональных знаний и умений, полученных в университете, в том числе приобрела навыки проведения психодиагностического обследования и оформления результатов при написании психологического заключения. Практику на 3-м курсе я проходила в неврологическом диспансере, где главной задачей было участие в профессиональной жизни коллектива, базы практики, в частности, в психологических конференциях, клинических разборах случаев, медицинских обходах в клинике. Психодиагностика детишек и составление заключений были частью моих обязанностей на протяжении всей практики. На четвертом курсе я поступила на работу специалистом по работе с подростками в Центр поддержки растущего поколения «Перекресток». Там я была задействована в двух направлениях психологической работы - низкопороговый подростковый клуб «Территория свободного общения» и работа с подростками на территории. Это было задачей не из легких, так как для плодотворного общения с подростками необходимо сначала завоевать у них авторитет, но мне удалось с этим справиться.

Сегодня я работаю педагогом-психологом в школе №914, где в мои обязанности входит проведение уроков психологии в 5-9-х классах, психодиагностика 1-х классов, индивидуальные занятия с учащимися начальной школы, групповые занятия с учащимися средней школы, коррекционные занятия, психологические консультации.

На протяжении моего обучения в МГППУ я выступала на окружном семинаре «Учение с увлечением! Адаптационный период - важная ступень в социализации младшего школьника», участвовала в профессиональном семинаре психологического консультирования, в зимней психологической школе МГППУ, прошла курсы повышения квалификации и психомоторной коррекции. Для меня МГППУ - то место, где я сильно изменилась, где изменилось мое мировоззрение. Университет дал мне все, о чем я только могла мечтать: не только прекрасные знания, но и умение общаться, работать в коллективе, принимать решения в критических ситуациях. Иными словами, он научил меня жить. Именно в университете я поняла, как быстро взрослеешь, становишься все ближе к взрослой жизни. В МГППУ неповторимая атмосфера - теплая и дружелюбная, каждый преподаватель института всегда готов помочь в трудную минуту, дать совет на будущее. Я им очень благодарна за те знания, которыми поделились со мной, и уверена, что они мне пригодятся в жизни.

Я люблю детей. Люблю их восторженные глаза, когда мы вместе узнаем что-то новое. Тепло детских сердец заряжает меня энергией, мое сердце бьется сильнее и в ответ дарит им любовь. Мне, как педагогу, о детях необходимо знать все. Чтобы не обмануть, не разочаровать, не потерять их доверие, заинтересовать, заворожить, окружить теплом своей души, чтобы воспитать и направить ребенка по верному пути. Нередко я задаю себе вопрос: правилен ли мой путь? Ведь работа с детьми требует 100-процентной самоотдачи, совершенства принятых решений и верности ответов на вопросы. Дети - как чистый лист бумаги, где маленькая ошибка в итоге обойдется нам куда дороже, нежели мимолетная слабость и нежелание лишний раз уделить внимание небольшой проблеме Маленького Человечка. Нести ответственность за свои поступки и слова, принятые решения, анализировать и решать, бороться и достигать, не сдаваться и все время совершенствоваться, узнавать и открывать что-то новое, добиваясь поставленных задач, - вот мои постулаты на будущее. И всему этому меня научил мой университет. Разумеется, мне придется много работать, совершать ошибки, ведь «опыт - сын ошибок трудных», но я безгранично благодарна педагогам и всем, с кем мне посчастливилось пообщаться в период моей учебы, практики и работы. Все это вселило уверенность, могу смело сказать - я сумею, смогу, буду стараться стать профессионалом в своей области.

Институт – парадный вход во взрослую жизнь

Вера ЦАЙТЛЕР, студентка 5-го курса Московского городского психолого-педагогического университета: 

Восточной культуре всегда было свойственно изображать окружающий мир не как сумму отдельных элементов, а как единый организм, где каждая часть на своем месте, а все они образуют прекрасную картину. Именно с такими взглядами я хотела бы сравнить студенческую жизнь, ведь институт - это не только лекции, семинары, домашние задания и экзамены, это еще и парадный вход во взрослую жизнь. На протяжении учебы студент не только становится специалистом, но и готовится выйти на новую, взрослую сцену, сыграть свою роль. Знания часто сравнивают с гранитом, а институт можно в свою очередь сравнить с горой, откуда этот гранит добывают. Каждая гора не просто много-много камней, это уникальная, богатая и сложная экосистема, где различные виды флоры и фауны переплелись здесь в дивный орнамент. 

Что для меня студенчество? Это шорох бумаги на лекциях, бурные дискуссии на семинарах, встречи с интересными преподавателями, бессонные ночи накануне экзаменов и счастливый смех верных друзей. На этой огромной красивой горе, где встретились тысячи судеб, я подобна улитке, что упорно ползет, как в стихотворении, к вершине, пытливо изучая дорогу внимательными рожками. С каждым днем пути мой панцирь-домик несет в себе все больше и больше, ведь дорога к вершине Фудзи богата на знания и события. Я верю, что, добравшись до конца пути, смогу преодолеть потом любую гору, какой бы высокой и крутой она ни была.

В стенах университета мне открылись новые пути, возможности для развития. Я посещала конференции, «круглые столы», в Московском доме ученых была представителем студентов нашего курса в 2008-2009 годах, посещала публичные лекции по проблемам современной психологии. Не удивительно, что именно здесь сформировались мои научные интересы - психология подросткового возраста в контексте формирования стереотипов образов благополучности и успешности. Все эти тропинки в итоге привели меня к моей профессии - я работаю в ЦО №1158 педагогом-психологом, в нашей школе существует служба психологической помощи, в которую входят четыре психолога и один социальный педагог, в основном я веду свою работу с учениками средней и старшей школы. 

В нашей школе особый приоритет отдается формированию школьной информационной среды. Служба психологической помощи также участвует в этом процессе, помогая развить школьные средства массовой информации. Я отвечаю за организацию и оформление стенда психологической службы, выпуск школьной газеты, наполнение информацией интернет-странички школьного психолога. Помимо этого я занимаюсь диагностикой учащихся, оказываю индивидуальную и групповую консультативную помощь педагогам, ученикам и их родителям, веду факультативные занятия по психологии общения с учениками 9-11-х классов.

Информационный стенд школьных психологов появился у нас не так давно, но уже полюбился ребятам. Благодаря школьной газете многие тихони раскрыли свой талант и заявили о себе. На Интернет-страничке родители могут получить более полное представление о нашей деятельности в школе. В рубрике «Почта психолога» любой желающий может задать интересующий его вопрос и получить ответ на него, а в разделе «Психорелаксация» дети могут выкладывать сделанные ими фотографии и читать заметки из школьной газеты. Иногда мы устраиваем конкурсы, задания для которых придумывают сами ребята. В эти дни кабинет психолога буквально переполнен детьми, которые с большим энтузиазмом приносят новые идеи. Самые интересные задания мы публикуем в виде приложения к газете.

Каждый день моей студенческой и профессиональной жизни приносит мне новый неоценимый опыт, умения и навыки, которые помогут мне в дальнейшем более эффективно работать с детьми. Я чувствую, что наше дело помогает ребятам преодолевать трудности и конфликты, раскрывать таланты и развиваться личностно. И каждая улыбка ребенка для меня самая большая награда.

Анастасия НИКОЛАЕВА, студентка 5-го курса факультета психологии образования МППГУ: 

- Я с удовольствием учусь на кафедре возрастной психологии, открывая для себя все новое. Я приведу своеобразное сравнение, но, на мой взгляд, эта метафора подходящая: весь наш опыт - огромное здание, которое все больше и больше растет вверх, насыщаясь и наполняясь через все наши действия и открытая. Каждые полгода, каждый год студенческой жизни, как новый, все более высокий этаж небоскреба опыта жизни. Каждый новый этап несет в себе все более сложную и тонкую структуру - появляется больше комнат, коридоры становятся длиннее и витиеватее, а содержимое растет в количестве, но особенно в качестве, причем в геометрической прогрессии. Каждый новый предмет, новая лекция, новая курсовая погружают в мир психологии.

С самого первого курса обучения растет не только мой теоретический запас знаний, но и практический багаж. Уже с первого курса моя жизнь была наполнена практикой: я побывала и включилась в жизнь детских садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, посмотрела изнутри на работу специалистов, сама попробовала себя в действии в Центре психолого-медико-социального сопровождения - проводила диагностику, коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста. Помимо этого я увидела работу многих московских психологических центров, услышала множество докладов на различных научных конференциях. Каждая новая возможность погрузиться в мир психологии и педагогики привлекает меня перспективами новых открытий.

Параллельно, если можно так выразиться, с моей студенческой жизнью и работой существует огромный творческий пласт. Я один из организаторов международного социокультурного интерактивного проекта «Картония», объединяющего различные жанры современного искусства, площадки для творческой реализации людей всех возрастов и любых профессий. Основная цель проекта - в игровой форме предоставить возможность каждому заново оценить себя и заметить новые профессиональные и личные перспективы. Я организую мероприятия, создаю арт-объекты из прекрасного и простого материала - картона, взаимодействую с детьми и взрослыми. Я помогаю каждому из них найти в себе творческое начало, свой потенциал. Очень часто дети зажаты больше, чем их родители, хотя взрослые и больше отягощены социальными рамками, но после получаса путешествия в пространстве, где витает дух творчества, они раскрываются, начинают мыслить и фантазировать, уже вместе с родителями осуществляют и создают только что возникшую идею, а иногда и давнишнюю мечту. 

В ноябре 2010 года я также участвовала в работе ярмарки социальных проектов и программ общественных объединений и некоммерческих организаций «Петербуржцы Петербургу», где ознакомилась с деятельностью огромного числа людей, которые не на словах, а на деле помогают окружающим их людям. Они работают с инвалидами, пожилыми, малообеспеченными людьми, помогают природе и животным. Я приобрела потрясающий опыт взаимодействия с этими людьми, помогала им выразить себя, отразить свою деятельность так, чтобы это было доступно и притягательно.

Оценивая, как переплетается моя творческая и научная жизнь, понимаю, насколько тонка граница между ними - в науке важен творческий подход, а в моей работе творческого характера так нужны знания человеческой психологии. Именно поэтому мне кажется, что мое здание жизненного и научного опыта растет не только ввысь, но и вширь. Создавая проект для этого конкурса, я осознала многое, о чем иногда так не хватает времени подумать, - то, сколько дает нам даже маленькая возможность действия в интересующей нас сфере. А когда их несколько и они так тесно связаны друг с другом, это дает богатейший запас знаний. 

Учительская газета, 15 марта 2011 года