Вся психология в одном университете

Елена СМИРНОВА, «Учительская газета. Москва»

СМИ о нас

Детям нужны игрушки, которые для них не опасны

Психологи рекомендуют

Вторая ежегодная церемония вручения премии «Игрушка года - «Детские психологи рекомендуют» прошла в Московском городском психолого-педагогическом университете. На церемонии были названы лучшие игрушки, которые были отобраны по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2010 году. 

В рамках мероприятия состоялась презентация каталога «Лучшие игрушки», в котором опубликованы фотографии и описания игр и игрушек, а также краткие экспертные заключения специалистов Центра. В ходе церемонии были продемонстрированы лучшие игрушки, а их производителям вручена премия «Игрушка года - «Детские психологи рекомендуют». В соответствии с рекомендацией Московской городской Думы и приказом Департамента образования города Москвы был создан Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ, который с 2004 года проводит психолого-педагогическую экспертизу игр, игрушек и игровых материалов для детей. 

В центре разработана научно обоснованная концепция и методика психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов. В процессе экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресация игрушек, а также этические и эстетические качества. Специалисты центра оценили более 300 игровых материалов отечественных и зарубежных производителей, представленных на российском рынке игрушек, причем экспертиза проводилась на добровольных условиях и бесплатно. Игрушки, получившие высокие оценки, удостоились специального знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Знак «Детские психологи рекомендуют» зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

По результатам проведенной работы составлен каталог «Лучшие игры и игрушки», который включает фотографии, краткие экспертные заключения на каждую игрушку. В настоящее время подготовлены электронная и печатная версии второго каталога, действуют сайты www.psytoys.ru, www.best.psytoys.ru, на которых представлены развернутые экспертные заключения на игры и игрушки, вошедшие в каталоги. 

Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек «Игры и игрушки» МГППУ: 

За последние десять лет изменилась жизнь детей, изменилось их отношение к игрушкам и играм. Эти изменения очень значительны, они зависят не оттого, что изменились сами дети, а от того, что очень сильно изменилась окружающая ребенка жизнь. 

Окружающая среда стала более опасной, теперь невозможно выпустить ребенка одного на детскую площадку, как это совершенно естественно было лет 15-20 лет назад. Сейчас родители гуляют вместе с детьми вплоть до 12 лет, что резко снижает самостоятельность детей, возможность образования детских сообществ, то есть мешает социализации детей и их развитию. 

Несколько лет назад появилась такая мощная реальность, отвлекающая от настоящих развивающих деятельностей, как экран - компьютер, видео, телевизор. Сейчас примерно 40 процентов времени средний дошкольник проводит у экрана, что очень опасно, в компьютере крутятся около 10 тысяч фильмов, соответственно, выбор этих самых фильмов, которые можно потреблять до бесконечности, практически ничем не ограничен. 

Все это видеовремяпрепровождение вытесняет из жизни детей прежде всего игру. 

Вместо игр в дворовых группах, то есть игр относительно реальной жизни 20-30-летней давности, мы сейчас имеем игры, которые предлагают жизнь в виртуальном пространстве, не требуют никакого эмоционального или интеллектуального вложения, предусматривая исключительно потребление видеоинформации, как правило, без обратной реакции. Сейчас появились даже развивающие диски для младенцев, которые обещают преждевременно развить у них речь, воображение. 

На различных выставках показывают огромное количество игрушек, управляемых с помощью айфона, есть летающие тарелки, всяческие спортивные игрушки, управляемые с помощью компьютера. Но в прошлом году мы были на одной из зарубежных выставок, и там огромные пространства были отведены хорошим традиционным куклам. Такие куклы новыми игрушками не вытесняются, но и не возрождаются. Однако за рубежом есть эксперты, которые понимают, что детям нужна игра, а для игры нужны традиционные игрушки: прекрасные звери, куклы, кукольные миры (всякие дома, мебель), и все это там представлено в огромных количествах и в большом разнообразии. Сейчас кукла - самая дефицитная игрушка. Найти простую куклу - симпатичную, открытую, детскую, в которую можно было бы играть, отыгрывать свой образ, опыт, очень трудно. В основном продают разнаряженных и размалеванных барышень старше 18 лет. 

В игрушке есть нынче жесткий половой деморфизм, уже с года проводится резкая грань в игрушках для девочек и для мальчиков. Мальчику никогда не купят куклу, а девочке - машинку. Входишь в игрушечный магазин и видишь: с одной стороны розовые кружева и гламур - для девочек, с другой стороны, черные танки и всякие монстры – для  мальчиков. 

Это неправильно, потому что мальчику тоже надо играть в куклы, только ему нужны соответствующие куклы для мальчиков. 

Ребенок выбирает то, к чему он привык, к чему его приучили. Если он с года играет со всякими пауками, динозаврами, трансформерами и биониклами, то, придя в магазин, он выбирает именно это, поскольку видит игрушку только так. Если его приучить к экрану с года, а сейчас такие случаи все чаще, он будет выбирать себе именно этот способ времяпрепровождения не потому, что это ему нужно, а потому, что он по-другому не может. 

Игрушка очень важный предмет. Обычно к ней относятся как-то несерьезно, а на самом деле это не только средство развития детей, но и предмет национальной безопасности, потому что от того, во что играют наши дети, как они играют, во многом зависит их развитие, их воспитание, их толерантность, их агрессивность и прочие качества, которые мы в развернутом виде имеем в более поздних возрастах. Игрушка - предмет истории, этнографии, философии, эстетики, этики, психологии, педагогики, маркетинга. 

Редукции игры способствуют игрушки, которые должны быть предметом и средством игры. Как показывает наш анализ, 70-75 процентов игрушек, которые сейчас продают на рынке, по разным причинам непригодны для детской игры. 

Наш Центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, который существует при Московском городском психолого-педагогическом университете, уже несколько лет занимается психолого-педагогической экспертизой, работая на то, чтобы качество игрушки стало лучше, чтобы лучшие игрушки были замечены, стали ориентиром и для покупателей, и для производителей. 

Педагоги и психологи - те люди, которые понимают закономерности детского развития, и в частности детской игры, могут достаточно точно сказать, насколько эта игрушка подходит, адекватна задачам той игры, для которой она сделана, если рассматривать ее как средство игры, а не как знак времени, не как украшение. Я думаю, что задача педагога и психолога - удерживать некоторый образ человека, держать этические и эстетические нормы, передавать детям представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и недолжном. 

Мы ни в коем случае ничего не запрещаем, не ищем ничего негативного, наша главная функция - выбирать лучшие игрушки, которые есть, и рекомендовать их; Собственно, наш главный знак «Детские психологи рекомендуют» привлекает внимание к тому, что хорошо, что нам, детским психологам, дает научную основу для этого самого анализа, здесь соединение научных исследований и практики. 

Как мы работаем? Либо нам приносят игрушки на экспертизу, либо мы сами изучаем рынок, регулярно ходим на выставки, по крупным и маленьким магазинам (кстати, лучшие игрушки, как правило, продаются именно в мелких магазинах), стараемся отслеживать этот рынок и по Интернету, и по разным каналам. Выбираем те игрушки, которые хороши, помещаем их в каталог «Лучшие игрушки года». 

Те, кто занимается игрушкой в нашей стране, удерживают только последнюю линию: для них главное, чтобы игрушка продавалась, привлекала внимание потребителей. 

Разговоры с продавцами, фирмами показывают, что они, в общем-то, некомпетентны в возрастной психологии, с трудом отличают один вид игры от другого, не понимают, для какого типа игры и для какого возраста игрушка предназначена. 

Мы вот уже несколько лет осуществляем экспертизу на основе научно разработанных критериев, которые опубликованы, признаны, получили подтверждение в немецком центре Spillgut. Есть такая, собственно, единственная в мире европейская организация, которая занимается примерно тем же, с ней мы и работаем в тесном контакте. Недавно у нас была независимая экспертиза, которая показала практически полное совпадение наших принципов.