Вся психология в одном университете

Виталий РУБЦОВ, «Итоги и перспективы». «Мы и Мир - Психологическая газета»

СМИ о нас

Итоги и перспективы

Виталий Владимирович РУБЦОВ, действительный член Российской Академии образования, ректор Московского психолого-педагогического университета, лауреат премии Президента РФ в области образования, отвечает на вопросы Психологической газеты "Мы и мир". 

О каком событии прошлого года (в мире, стране, профессиональной деятельности) Вы хотели бы рассказать нашим читателям? 

Важных событий в мире и нашей стране, которые завладели нашим общим вниманием, было много. Наверно, в нашем кругу могла бы состояться большая дискуссия по поводу того, какое из них достойно специального психологического обсуждения. 

А вот среди событий в моей профессиональной деятельности я бы выделил одно особенное. Оно произошло на стыке психологической науки и образования. Это попытка большой группы психологов и педагогов по-новому взглянуть на деятельность учителя школы, особенно начальной. Принят Федеральный государственный стандарт общего начального образования второго поколения, основанный на системно-деятельностном подходе к организации обучения. В Стандарте признается решающая роль содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. То есть обучение в школе нацелено, прежде всего, на развитие ученика. Теперь известное положение о том, что обучение ведет за собой развитие, становится целью каждодневной работы учителя. Это создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. 

В президентской инициативе «Наша новая школа» ставится задача практической реализации новых стандартов общего образования. Это требует по-новому взглянуть на подготовку учителей в вузе. Очевидно, что нужно существенно повысить их психологическую подготовку. Кстати, в ряде зарубежных стран это уже делается. 

В нашем университете разработан Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках этого направления будущие учителя начальной школы, воспитатели детских садов, социальные педагоги, специалисты инклюзивного образования будут получать общую профессиональную психологическую подготовку вместе с будущими школьными психологами. Тем самым, все они смогут понимать друг друга и сотрудничать на ниве реализации нового подхода к образованию. 

Если теперь мы сможем адекватно реализовать государственные стандарты в практике, это выдвинет нашу страну в число наиболее передовых в мире, и не только в образовании,а в социальной практике вообще. 

Какие надежды и планы Вы связываете с новым 2011 годом? 

Думаю, мы сумеем добиться внедрения в практику вузов и в систему повышения квалификации новых подходов к психологической подготовке учителей. Естественно, на основе наработок по стандарту психолого-педагогического направления. 

Мы отдаем себе отчет в том, что реализация этого стандарта требует больших организационных и методических усилий. Нужно поднимать на новый уровень фундаментальные и прикладные исследования в области психологии образования. Ведь наиболее проблемным местом в организации учебного процесса в школе является развитие теоретического мышления учащихся, формирование понятий как основы для формирования так называемых метапредметных компетенций. В теоретических разработках Василия Васильевича Давыдова (кстати, моего учителя в науке) есть предпосылки для решения этой проблемы. Более того, в течение последних двух десятилетий идеи развивающего обучения Давыдова и его последователей проникли в содержание современных программ начальной школы.

Особенно явно это влияние проявилось в программах обучения младших школьников математике. 

Но одно дело - сказать об этом, а другое дело - научить будущих специалистов работать с этой реальностью. Нам нужен базовый центр психолого-педагогического образования, имеющего в своем составе исследовательские и методические службы, нацеленные на научно-практическое обеспечение внедрения новых стандартов в практику образования. Именно в таком центре будущие педагоги должны проходить производственную и исследовательскую практики под руководством психологов-исследователей, методистов развивающего обучения, организаторов современного образования. 

Будет трудно. Но все же я с оптимизмом смотрю в будущее. Мы сейчас находимся в ситуации чрезвычайной востребованности фундаментальных и прикладных психологических теорий. Я думаю, что именно об этом когда-то мечтал Давыдов.

Читать материал