Михаил КОНДРАТЬЕВ, «Телевизором по рождаемости». Газета «Мир новостей»
СМИ о нас
Новогодние праздники, которые дают массу возможностей наладить личную жизнь, не оправдывают ожиданий демографов и не влекут за собой беби-бума в сентябре - октябре.
Во всяком случае в России это так, и рождаемость у нас остается одной из самых низких в мире. Ученые уверены: главная причина того, что праздники проходят для демографии страны даром, - телевизор.
Патологическое пристрастие к телевидению встречается тем чаще, чем скучнее и монотоннее жизнь зрителей.
«Содержание сериалов - это набор наиболее распространенных стереотипов, которые в совокупности дают зрителю ощущение жизненности сюжета, - рассказала «МН» врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен. - В сериалах собраны интересующие обывателя вопросы и проблемы. И каждый зритель «выцепляет» из сюжета то, что его интересует, то, что ему близко». Наблюдая за перипетиями сериала, зрители сопоставляют свои жизни с жизнями героев и делают выводы не в свою пользу.
Исследования показывают, что мыльные оперы и реалити-шоу «про любовь» разбивают семьи и ухудшают демографическую ситуацию. Латиноамериканские исследователи проанализировали демографические данные с 1971 по 2001 год и сопоставили их с появлением в различных районах главного «мыльного» канала страны TV Globo. Оказалось, что в регионах, где начиналась трансляция TV Globo, снижалась рождаемость и увеличивалось число разводов. Всего, по подсчетам ученых, из-за пристрастия к сериалам за 20 лет в одной только Бразилии родилось на 3 млн детей меньше и произошло на 800 тыс. больше разводов.
По словам одного из авторов исследования Альберто Чонга, причиной такого воздействия могли стать «идеалы наживы», свойственные элите общества, о жизни которой и снимается большинство мыльных опер. Главные героини популярных сериалов, как правило, богаты и образованны, стремятся сделать карьеру, без колебаний разводятся и имеют в среднем одного ребенка. В общем, жизненные приоритеты сериальных героинь кардинально отличаются от традиционных ценностей обычных бразильянок.
И такое воздействие ТВ справедливо для всего мира. По содержанию рейтинговых сериалов теперь можно спрогнозировать демографическую ситуацию на ближайшее время. Например, когда в самом рейтинговом шоу и фильме героини расстаются с мужем или возлюбленным, количество разводов увеличивается в среднем на 0,1%. В пересчете на 143-миллионное население России со времени появления первых мыльных опер это дополнительные 140 тысяч пар. «Создается впечатление, что эти сериалы создавались как некая сдерживающая рождаемость технология. Демографическое сдерживание происходит и через здравоохранение, и через продовольственную политику, поэтому было бы очень странно, если бы информационный сегмент остался проигнорированным, - рассказывает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. - Сегодня любой подросток общается больше с телевизором, чем с родителями. Так что телевидение - это прекрасный источник для воздействия на сознание подрастающего поколения. На Латинской Америке технологии с антидетным эффектом апробировали и, добившись нужного эффекта, уже отработанную схему стали внедрять дальше. В сериалах в основном идет пропаганда внебрачного сожительства, продвигается снисходительное отношение к супружеским изменам, поощряются детско-родительские конфликты».
Влияние телевидения на поведение людей было обнаружено не только в Латинской Америке, но и в других государствах. Вот почему в тех же США идет жесткая фильтрация программ и фильмов. «Там к общему просмотру допускается только нравственный контент. Есть, конечно, программы для взрослых, но только на специальных платных каналах, недоступных для детей. США - скорее экспортер растлевающей продукции», - отмечает Игорь Белобородов.
По словам российских экспертов, почти все наши телепрограммы способствуют утверждению идеологии «живи для себя», и никакому материнскому капиталу ее не перешибить. Виноваты в низкой рождаемости, конечно, не только сериалы и ТВ-шоу. Но если даже исключить все остальные факторы, то и этого было бы достаточно, чтобы держать рождаемость на низком уровне. Антидемографическим эффектом обладают практически все информационные продукты - реклама, ток-шоу. «Все они так или иначе направлены на уничтожение семьи, - отмечает Игорь Белобородов. - Особенно опасны различные комедийные шоу. Намеренно не называю конкретные передачи, потому что сегодня абсолютно во всех комедийных программах темы семьи, супружества и детско-родительских отношений имеют негативную коннотацию».
По мнению доктора психологических наук, декана факультета социальной психологии МГППУ Михаила Кондратьева, одним из самых сильных воздействий на ценности молодежи являются реалити-шоу: «Самое страшное, что продюсеры и те, кто планирует такую сценарную картинку, создают некую модель общества, а значит, ущербную, уродливую модель справедливости и успешности. Как будто жизнь - черновик и все еще можно будет переписать начисто. Для меня это попросту дикость! Данного рода передачи психологически развращают общество».
Вы удивитесь, но даже «Новости» сегодня работают на снижение рождаемости! «В информационных программах своя специфика - там явно преувеличивают проблему насилия в семье. За последние 5 лет, по моим наблюдениям, на эту тему делается сильнейший акцент. Это напоминает некий социальный заказ - сформировать мнение, будто родители - главные враги своему ребенку. Какой ни возьмете жанр - везде антисемейный контекст, везде семья - главный враг современной цивилизации», - говорит Игорь Белобородов.
А в перерывах нас ждет реклама, где легко обнаружить очередной антисемейный сюжет. То есть внешне все выглядит благопристойно, но... Анализ видеороликов на трех общефедеральных телеканалах специалистами Института демографических исследований показал, что в 47% случаев семья представлена изображениями матерей-одиночек, 27% - это сюжеты, построенные на образах хотя и полной, но однодетной семьи. Двухдетная полная семья как визуальная основа рекламной концепции была обнаружена лишь в 12% роликов.
Крайне редко использовалась рекламными технологами семья с тремя детьми, а многодетность (пять и более детей) в качестве рекламного образа не попалась ни разу. «А ведь несколько лет информационного контента, где будут превалировать образы полной, многодетной семьи, - и демографическая ситуация начнет улучшаться», - уверены исследователи.
К сожалению, никаких просветов в информационно-развлекательной политике государства эксперты не видят. «Тенденция развращения продолжается, - отмечает Игорь Белобородов. - Я думаю, что ситуацию могла бы исправить концепция информационной безопасности, в которой обязательно должен быть раздел демографической безопасности. Возрастных маркеров, как сейчас, недостаточно. Надо поставить четкие рамки - что для телевидения недопустимо. Ведь от тех же реалити-шоу вреда даже больше, чем от порнографии».
Никакого парадокса, кстати, в этом нет: порнография даже маленьким зрителем осознается как нечто запретное, «нечистое». Растление же в реалити-шоу происходит завуалированно, на подсознательном уровне, то есть незаметно.
Екатерина Люльчак