Вся психология в одном университете

Газета «Московская правда». «Чем психолог нам поможет?». Репортаж о прошедшей в МГППУ VIII Всероссийской научно-практическая конференции: «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования»

СМИ о нас

Чем психолог нам поможет?

 

На этот вопрос пытались ответить на 8-й Общероссийской конференции, прошедшей в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Вопрос "встал ребром" в связи с введением образовательных стандартов и нормативного финансирования, ведь теперь директор, если хочет сэкономить, вправе отказаться от услуг "узких специалистов"...

Как заявил во вступительном слове президент Федерации психологов образования России, ректор МГППУ Виталий Рубцов, "несмотря на сложности, сообщество востребовано".

- Сейчас позиция психологов в школе становится более конкретной, - говорит он. - Это связано с введением общеобразовательных стандартов. Разговоры о том, что психологи школе не нужны, неправильны. Школа с 400 - 500 учащимися в условиях нормативного финансирования вполне может позволить себе психолога. Не надо говорить, что на психологов нет денег, так как они не "педагогические работники". Средства на услуги этих специалистов заложены в стандарт по статье "обеспечение психолого-педагогических условий реализации стандарта". Однако в последнее время в столице мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда психологов выживают из школы. В особо трудных случаях мы общаемся с Департаментом образования города Москвы и Министерством образования РФ и пытаемся доказать, что психологи школе нужны.

В регионах ситуация сложнее, а роковой вопрос "быть или не быть" стоит еще острее.

По словам Виталия Рубцова, "Министерство образования РФ вплоть до последнего времени психологическую службу вообще не замечало". Верхом мечтаний по сей день остается проведение коллегии в Министерстве образования, посвященной этим проблемам.

В образовательном стандарте большое значение получило такое понятие, как "метапредметные компетенции", которое включает в себя в числе прочего и "умение учиться", и "коммуникативную грамотность", и "умение работать в коллективе". То есть школа должна не только стать местом, где ребенок получает определенную сумму знаний, но и способствовать его социализации. Без психологов, по мнению Виталия Рубцова, это не сможет сделать никто.

Задача психологов в современной школе состоит не столько в том, чтобы "разруливать" конкретные конфликтные ситуации (по образному выражению Виталия Рубцова, "ставить пластырь"), сколько в том, чтобы "участвовать в организации и формировании учебной деятельности".

По мнению участников конференции, на сегодняшний день можно с сожалением констатировать, что система развивающего обучения в школе погибла, так как школа перестала работать как стажировочная, исследовательская площадка в первую очередь для самих учителей.

В результате, по словам президента Ассоциации развивающего обучения Бориса Эльконина, позиция школы как "субъекта образовательной деятельности" пошатнулась. Об этом недву-смысленно свидетельствует тот факт, что в последние годы в Москве в разы возросло количество детей, перешедших на домашнюю форму обучения.  По мнению Бориса Эльконина, "пробно-поисковые формы" в школу должны внедрять именно психологи.

В Послании Федеральному Собранию президента РФ Владимира Путина особо подчеркивалась важность возвращения в школу "воспитательной компоненты". Согласно докладу доктора психологических наук, профессора, академика РАО Ирины Владимировны Дубровиной, именно психология как учебный предмет смогла бы решить эту непростую задачу: "Так как сейчас важнейшей задачей становится именно воспитание, психологию необходимо преподавать в школах как предмет общего образования. Это будет способствовать формированию ценностной базы растущих людей, их нравственному пробуждению. Психологи могли бы гораздо больше вносить в образование: например, знания о психологической культуре личности, которые в свою очередь обуславливают взаимодействие людей и в конечном счете благополучие социума в целом. У нас считается, что это "придет само", но такое возможно лишь в очень благополучных обществах, каковым российское вряд ли является".

Так что, возможно, не за горами тот день, когда психология станет "царицей наук", а школьный психолог - "педагогом номер один"...

Ссылка на материал