Вся психология в одном университете

Екатерина СЕЛЕНИНА. "Стимул для усыновления". "Трибуна Общественной палаты. РФ".

СМИ о нас

Стимул для усыновления

К 1 марта в Госдуму будет внесен пакет законопроектов, стимулирующих семейное устройство детей-сирот в России.

Президент России в конце декабря 2012 года отдал распоряжение правительству продумать меры по поддержке российских приемных семей. Правительство разработало план, исполнение которого вице-премьер Ольга Голодец оценила в 40 млрд руб. «40 миллиардов — это оценочная цифра, которая включает единовременные выплаты в 100 тыс. руб. усыновителям, увеличение пособий для опекунов детей-инвалидов, налоговых вычетов, улучшение работы органов опеки и другие меры» - передает «Коммерсант» слова Алексея Левченко, пресс-секретаря вице-премьера.

Уже в этом году процедуры семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, будут упрощены. Так, срок действия временной опеки увеличивается с 1 до 6, а в особых случаях — до 8 месяцев.

Была облегчена и процедура сбора документов для приемных родителей — например, больше не нужна справка из СЭС о санитарном состоянии жилья. Срок действия медицинских документов приемных родителей увеличен с 3 до 6 месяцев.

Среди других позитивных мер — упрощение отчетности для опекунов: раньше они обязаны были отчитываться за купленные на детские пособия предметы первой необходимости.

Поправки предусматривают возвращение налогового вычета за каждый месяц налогового периода с усыновителя в размере 1,4 тыс. руб. на первого ребенка, 2 тыс. руб. на второго и 4 тыс. руб. на третьего и каждого последующего, а также 12 тыс. руб. на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. С опекуна, попечителя, приемного родителя сумма возвращенного налогового вычета чуть ниже — по 1,4 тыс. руб. на первого и второго ребенка, по 3 тыс. руб. на третьего и на ребенка-инвалида до 18 лет. Если родитель воспитывает приемного ребенка один, то ему налоговый вычет возвращается в двойном размере.

Существенна и отмена обязательной 16-летней разницы между ребенком и приемным родителем, не состоящим в браке. К примеру, если раньше суд не имел права отдать 10-летнего ребенка 25-летней родственнице под опеку, то теперь эта возможность появляется — если суд решит, что разница в возрасте позволяет обеспечить ребенку полноценное развитие.

Кроме того, в пакете документов есть пункт о единовременной выплате пособия в размере 100 тыс. руб. за усыновление детей с инвалидностью, детей старше 7 лет и детей, связанных узами кровного родства.

«Трибуна Общественной Палаты» спросила экспертов о том, помогут ли предложенные меры по стимулированию семейного усыновления решить проблему сиротства в России; являются ли они системной разработкой или «точечными уколами»; и какие еще меры необходимы, для того, чтобы граждане России более активно усыновляли детей?

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

- Система по решению сиротства, к сожалению, за этим пакетом законопроектов не видна. Это конкретные меры по стимулированию семейного усыновления, в основном это материальное стимулирование, т.е. они очень точечные.

Безусловно, материальное стимулирование работает, особенно какое-то время. Понятно, что взять ребенка, особенно не простого, это достаточно сложно, и не любой человек готов на это, безотносительно к деньгам. Материальное стимулирование не должно быть единственной мерой. Мы должны мотивировать людей на то, чтобы помогать нашим детям, которые попали в беду, и если помощь будет осуществляться только из-за денег, то это не всегда самый лучший выбор родителей для ребенка.

Когда мы говорим о системном подходе, то, безусловно, он не может касаться только одной формы семейного устройства, самой непопулярной – это усыновление, оно связано с полной потерей контакта ребенка со своей биологической семьей. Социальное сиротство не является какой-то отдельной проблемой, это связано в общем с семейным неблагополучием и мерами поддержки кровных семей, с поддержкой семей группы-риска, с поддержкой семей с детьми-инвалидам, с многодетными семьями и т.д., с развитием структуры детских садов, школ.

Профилактика и помощь семье является основным звеном системного подхода. Устройство ребенка должно исходить из потребностей самого ребенка, его личной истории. Для каждого ребенка есть совершенно разные выходы из под опеки государства, для многих, это может быть возвращение в кровную семью, для кого-то это может быть усыновление, для кого-то временное семейное устройство. Мы не можем стимулировать только одну форму, иначе мы полностью забудем про интересы ребенка.

Данная система пока не действует в интересах конкретного ребенка, а действует из чисто формальных интересов каких-то форм, показателей, данных.

Борис Альтшулер член Общественной палаты РФ, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка»:

- Меры, которые сейчас вносятся, не содержат одной самой главной – это предлагала и Общественная палата, и специалисты по всей стране, она есть в первом абзаце указа Президента № 1688 от 28 декабря 2012 года. Я цитирую: «Правительству РФ до 15 февраля разработать механизмы правовой, психолого-педагогической и иной поддержки граждан, решивших принять в семью ребенка-сироту». Поддержка означает, прежде всего, натуральные услуги на дому. Я говорю о натуральных услугах, которые реально помогают жить семье и решать проблемы.

Есть еще одно важное предложение, его нет в указе, но оно обсуждается специалистами. Например, когда ребенка берут в семью, то первичная адаптация всегда проходит очень сложно, и в связи с этим, есть предложение об условном декретном отпуске. Ведь когда рождается ребенок в семье, то матери дают оплачиваемый декретный отпуск. И с усыновлением тоже самое должно быть, даже пусть ребенок хоть 12 лет усыновлен – нужно дать 2-3 месяца оплачиваемого отпуска одному из родителей!

В том пакете, который сейчас вносится, насколько мне известно, нет ни слова, о натуральной поддержке на дому. Все пока на уровне разговоров рабочей группы Госдумы, ничего конкретного не предложено.

Теперь, что касается конкретных предложенных мер – это прежде всего финансовые льготы, и материальные выплаты (единовременные, я подчеркиваю!), и послабление в плане жилищных условий в семье, при усыновлении. Это звучит как приглашение к злоупотреблениям – ради 100 тысяч многие захотят взять ребенка, потому что, вообще-то 100 тыс. рублей основная масса населения России и в глаза не видели. А что дальше будет с ребенком? Как можно вводить такую рискованную норму?

Это же касается и снижения требований к документам, - там есть формальные документы, которые в общем-то не нужны, но есть и справки о заболеваниях усыновителей.

Самое главное, что о том, как потом будет ребенку в семье, о поддержке семьи нет ни слова в этих законах! Я бы над этим пакетов предложений, который будет внесен в Государственную Думу, повесил большой красный сигнал: «Опасно для детей».

Татьяна Тульчинская, директор фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»:

- Вопрос о решении проблемы сиротства все время ставится, с моей точки зрения, не очень корректно. «Хорошо ли, что будут налоговые льготы для усыновителей?» - «Да, хорошо». «Хорошо ли, что повысят выплаты?» - «Да, хорошо». Но другое дело, что эти несчастные 100 тыс. рублей не делают никакой погоды! Ребенка-инвалида на 100 тыс. не вылечить, необходима постоянная система сопровождения и более глубокий подход.

У меня нет уверенности в том, что этот пакет законопроектов, который, будем говорить честно, вносится в Госдуму «по шухеру», в связи с разными политическими событиями, предлагает глубокий подход. Если на этом все и остановится, то будет как в поговорке про чайник – весь пар ушел в свисток. Если же это первый шаг, который предполагает сотрудничество с экспертами, дальнейшее развитие программы, ее корректировку, то, дай бог, мы что-то изменим и получим положительный результат.

Если разбить предложенный пакет на отдельные предложения, то особо никаких претензий и нет, но глобально, все как-то не по уму.

Екатерина Селенина, старший научный сотрудник лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета, занимается исследованием проблемы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот:

- Конечно, системный подход еще не оформлен и находится только в стадии создания, в основном сейчас облегчена только процедура усыновления и обеспечено материальное стимулирование. Еще не выстроена система поддержки этих семей, т.к. основные проблемы начинаются даже не в начале, а где-то через 3-4 года после усыновления и перед выходом – т.е. в пубертатный период (16-17 лет).

Теперь нам нужны меры, которые бы были направлены на благополучие ребенка в приемной семье. Эти меры пока не очень продуманы, но в некоторых регионах есть подобный опыт. Система должна быть многоуровневой – в зависимости от возраста ребенка, его физического и психического состояния и т.д.

Ссылка на материал