Вся психология в одном университете

Виталий РУБЦОВ. "Учителей приведут к профстандартам". "Мнения.ру".

СМИ о нас

Анна Юрьева

1 марта 2013, 13:44:07

Учителей приведут к профстандартам

Министерство образования и науки поручило экспертам разработать документ, который определит, какие знания и навыки необходимы современному учителю.

К началу следующего учебного года в России будут введены профессиональные стандарты для учителей. Проект документа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки. Чиновники ведомства предлагают всем желающим ознакомиться с документом и внести свои поправки.

Как отмечает «Российская газета», подобный документ принимается впервые. Связано это с тем, что в Трудовом кодексе РФ появилась статья «О квалификации работника». В числе прочего в ней говорится о профстандарте — уровне квалификации, который необходим для осуществления определенного вида деятельности. По информации Минтруда, стандарты будут учитывать при расчете тарифных ставок и систем оплаты труда работников муниципальных и госучреждений.

О необходимости такого документа говорит и профессиональное сообщество: в связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации», новых стандартов для младшей, старшей и средней школы возникла потребность в осмыслении тех компетенций, которыми должны обладать учителя, чтобы реализовать написанное в законе.

Группу по разработке документа возглавляет директор Центра образования №109 Москвы Евгений Ямбург. По его словам, профессиональные стандарты для педагогов есть во многих странах, однако в России это понятие пока еще требует разъяснений. Это документ, который определяет должностные обязанности и квалификацию учителя.

Необходимость создания для учителей профессионального стандарта, по мнению Ямбурга, назрела: условия работы сильно изменились буквально за последние несколько лет. Сейчас в одном классе могут учиться дети с ограниченными возможностями, задержками развития, обычные среднестатистические ребята и одаренные ученики. Большинство учителей пока не научились работать так, чтобы справляться с ними всеми одновременно. Новый профессиональный стандарт немедленно повлияет и на стандарты обучения будущих педагогов, и следующие поколения специалистов уже будут этому учиться.

Предполагается, что с принятием профстандартов будет меняться и система подготовки учителей. Сейчас педагогические вузы зачастую работают безо всякой связи со школами, студенты практикуются в них лишь по несколько десятков часов, и только небольшая часть выпускников идет работать по профессии.

Директор московского Центра образования № 548 Ефим Рачевский характеризуют происходящее в педагогическом образовании как «двойной негативный отбор»: далеко не лучшие выпускники школ идут учиться в педагогические вузы, и далеко не лучшие выпускники этих вузов идут работать в школы. 

Утвердив новые стандарты среднего образования, правительственные чиновники столкнулись с проблемой: лишь немногие специалисты готовы работать по этим стандартам. 

Отметим, что само по себе введение критериев профессионализма учителя проблемы не решит, поскольку по-прежнему остается непонятным, где педагогов будут обучать по-новому: большая часть педагогических вузов страны не ориентирована на работу выпускников в школах, а полноценные курсы повышения квалификации недоступны большинству учителей, работающих в регионах.

Мнения.ру побывали на круглом столе, посвященном проблемам современного педагогического образования и возможным способам их решения.

Мнение высказывает Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета 

Назрела социальная проблема, о которой знают и сами педагоги, и родители учеников, которые почувствовали, что что-то не получается с их детьми в школе.

Проблема возникла в связи с тем, что начали вводить новые стандарты образования, которые построены на принципиально новых основаниях, нежели те стандарты, которые были до сих пор. Оказалось, что главная задача учителя начальной школы — построение организации деятельности детей. Деятельностный конструктивизм пришел к нам из работ отечественных психологов, он был положен в основу нового стандарта. 

Педагоги ранее никогда не готовились к тому, чтобы решать задачи, связанные с организацией деятельности детей и взрослых, они не умели строить учебную деятельность. Точка разрыва была в том, что от учителей потребовали, а учителя не умели. Потому что сложившаяся система образования требовала от учителей в основном знания своего предмета, это очень важный пункт. Сейчас оказалось, что кроме этого надо уметь что-то еще. Вопрос к педобразованию возникает такой: чему нужно учить учителей и директоров школ, чтобы эта ситуация изменилась? Сумеет ли система педобразования перестроиться таким образом, чтобы педагоги могли строить работу детей в соответствии с возрастными особенностями, особенностями развития?

Принципиальный вектор развития педобразования — изменение его содержания. Никакие шахматные перестановки в вузах не решают этой главной проблемы. Необходим переход к формированию новых компетенций учителей.

Как именно? Сейчас работает комиссия по модернизации педобразования, на которую возлагаются большие надежды. Смысл в том, что будущий учитель должен попасть в принципиально иную ситуацию, он должен научиться строить работу с детьми.

Лабораторные, лекционные формы педобразования должны уступить место практикоориентированным формам. Будущий учитель должен оказаться в полевой ситуации, на практических базах: школы, дошкольные образовательные учреждения, лицеи, и причем само образования должно строиться так, что учитель становится конструктором образовательных ситуаций.

Шансы у педобразования есть, если мы поймем, что его содержание и формы должны измениться.

Ссылка на материал