Вся психология в одном университете

Газета "Московская правда". "Третий в споре - не лишний". Материал о прошедшем в центре "Перекресток" МГППУ круглом столе по проблемам реализации технологий социально-психологической помощи подросткам в системе образования

СМИ о нас

Третий в споре - не лишний

Разговор за "круглым столом" в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток", посвященный проблемам реализации технологий социально-психологической помощи подросткам в системе образования, постоянно перескакивал на более широкую и не менее актуальную тему: о месте психологов в пореформенной системе образования вообще. Ответ на вопрос "где?" во многом будет определять и "как" станет оказываться эта самая помощь.

Об особенностях момента

Именно так вкратце можно сформулировать содержание выступления одного из первых докладчиков, заведующего кафедрой этнопсихологии и психологических проблем Олега Евгеньевича Хухлаева "Я не думаю, что условия сейчас самые благоприятные для оказания психолого-педагогической помощи в системе образования", - заявил он. Это, во-первых, диктует "напряженность" в подростковой среде: тут тебе и буллинг (вымогательство и избиения школьников соучениками), и ксенофобия, и общее "озверение" под влиянием социальной среды и разгула насилия на голубом экране. Школьная агрессия достигла такого масштаба, что необходим срочный социальный мониторинг образовательной среды, предупреждают специалисты по клинической психологии. По данным исследований, проведенных Научным центром психического здоровья РАМН, в России уровень агрессии намного выше, чем в странах Европы и Азии.

Вторая причина "бить в колокола" заключается в том, что изменившиеся в процессе перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование условия работы поставили под вопрос существование психологов в школе. Теперь директор, если хочет сэкономить, вправе отказаться от услуг "узких специалистов".

- Мы сейчас находимся в условиях, подобных тем, в которых находятся психологи, работающие с бизнес-структурами, - поясняет Олег Хухлаев. - То есть мы должны научиться продавать системе образования свой продукт (например, "технологии социально-психологической помощи подросткам", о которых шла речь за "круглым столом"), а для этого надо научиться демонстрировать конкретные результаты. Школа - это единственное место, которое посещает каждый подросток. Можно бесконечно перечислять группы риска, но самый прямой путь к работе с ними - система образования.

Под "конкретными результатами" в данном случае понимается не количество проведенных мероприятий типа "Возьмемся за руки, друзья...", а конкретные программы, в результате реализации которых через определенное время в данном учебном заведении стали бы "меньше голов отрывать". Конечно, насчет голов - это преувеличение, но, как говорит Олег Хохлов, "в нас заинтересованы те образовательные учреждения, где, мягко говоря, не все хорошо".

Собравшиеся за "круглым столом" психологи и педагоги рассказали об опыте предотвращения проявлений ксенофобии, экстремизма и школьной травли, эффективном взаимодействии между педагогами, школьниками и их родителями. Кроме того, в рамках мероприятия были представлены "восстановительные" программы - по работе с изгоями в классе и рекомендации учителям по профилактике подростковых конфликтов.

О "конкретных результатах"

Не случайно местом проведения этого мероприятия, организаторами которого выступили Департамент образования города Москвы и Московский городской психолого-педагогический университет, стал именно Центр социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток".

Сотрудники "Перекрестка", который был создан в 2003 году на базе Московского городского психолого-педагогического университета, работают с детьми и их семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. О том, как они добиваются "конкретных результатов", рассказала специалист подразделения "Помощь семьям в кризисной ситуации" Анна Юрьевна Абраменко.

- Не все к нам попадают по собственному желанию, - сказала она. - Часть "кризисных семей" направляют комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, к нам приходят те родители, которые не нашли в затянувшейся конфликтной ситуации контакт со школой. В таких случаях мы начинаем с того, что делаем запрос - из нескольких пунктов - в школу. Во-первых, просим конкретно обозначить, чем школу не устраивает данный ребенок. Во-вторых, просим описать желаемую ситуацию, при условии, что задача должна быть реальной. Третий пункт - какой срок школа дает и что они готовы предпринять, если семья так и не пойдет на контакт (поставить на внутришкольный учет, обратиться в КДН)? При получении согласия на сотрудничество специалисты Центра "Перекресток" обсуждают с подростком и его родителями сложившуюся ситуацию, отношение к ней, последствия для всех участников и возможный выход из ситуации. Мы выступаем как посредники и переговорщики, или, как сейчас принято говорить, медиаторы.

Учителя сегодня чаще всего пользуются тремя способами разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: морализаторство, клеймение и формальное разрешение. Клеймение проявляется в случае, когда дело уже приняло серьезный оборот и получило огласку среди родителей или сотрудников полиции. Формальное разрешение конфликтов ("оба виноваты и поэтому должны помириться") практикуется в младшем школьном возрасте и действительно иногда срабатывает. Но по мере взросления детей возрастает количество нестандартных случаев, требующих и соответствующей реакции, и здесь чаще всего подростки не получают поддержки.

Медиаторы на зарплате?

Потребность в посредниках-медиаторах и переговорщиках в школе назрела давно. В школьных службах примирения ведущими обычно становятся сами ученики, прошедшие специальную подготовку. Естественно, служба примирения может функционировать только под руководством взрослых, - как правило, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов или школьных психологов.

Поскольку сторонам тяжело договориться до конструктивного разрешения ситуации, необходим нейтральный ведущий, который не выносит решение, а помогает построить диалог, снижает градус эмоций. Вопрос в том, может ли психолог, размер зарплаты которого зависит от того же директора школы, быть действительно "нейтральным медиатором"?

О специфике работы медиаторов в школьных конфликтах за "круглым столом" рассказал председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов Москвы Антон Юрьевич Коновалов. По его мнению, в изменившихся условиях психологи-медиаторы могут помогать урегулировать конфликты не только между детьми, но и между школой и родителями, а также внутри самих педколлективов, ведь травля-буллинг, к сожалению, имеет место и среди самих учителей. Сплошь и рядом педагоги с большим стажем буквально преследуют молодых специалистов. Но, чтобы полноценно выполнять посреднические функции, психолог должен быть независимой "третьей стороной". А для этого службе медиаторов, возможно, лучше находиться вне школы, работая, например, в независимых центрах.

автор: Сергей Ишков 14.03.2013 09:54:25

Ссылка на материал