Вся психология в одном университете

Бронюс АЙСМОНТАС. "В центре всегда должен быть человек". Портал "Я -Человек"

СМИ о нас

08.04.2013

БРОНЮС АЙСМОНТАС: В ЦЕНТРЕ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК

Современное дистанционное обучение – это доступное и качественное высшее образование и с каждым годом данная форма приобретает в мире все большую популярность. О его эффективности, особенностях, сложностях и перспективах развития порталу «Я-Человек» рассказал Айсмонтас Бронюс Броневич, декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, кандидат педагогических наук.

– Бронюс Броневич, почему вы выбрали педагогическую деятельность?

– Так получилось, что меня всегда привлекала педагогическая деятельность. По другому я себя и не представлял. Сначала закончил Вильнюсский государственный университет по специальности преподаватель высшей школы, затем приехал в Москву. Изучал в аспирантуре методы активного обучения, деловые игры, тренинги, метод конкретных ситуаций, но когда заканчивал диссертацию по педагогике, понял: без знания психологии очень трудно понимать их эффективность. Если я хочу применять эти методы на практике, то должен знать какие психологические механизмы задействованы. Поэтому я пошел на факультет психологии Московского Государственного Университета, где изучал психологию.

– В чем особенность Московского городского психолого-педагогического университета?

– Это уникальный университет. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) был создан дирекцией Психологического института Российской Академии образования. Это исследовательский институт, где ученые руководят лабораториями, пишут диссертации, проводят научные исследования. Естественно, нужно иметь образовательную структуру, где можно готовить кадры. Поэтому наш университет был создан дирекцией Психологического института РАО именно как образовательная структура.

Де-юре он самостоятелен, но фактически исследователи Психологического института РАО являются преподавателями нашего университета. В этом плане МГППУ очень силен и мы гордимся нашим кадровым потенциалом. Здесь много докторов наук, а ректор университета академик Рубцов Виталий Владимирович является директором Психологического института РАО. Когда учреждением руководит человек с большим именем, есть возможность привлекать хороших специалистов, а в кругу оригинальных людей всегда интересно работать и учиться.

– Скажите, когда и как вы пришли в МГППУ?

– Сам университет был создан в 1997 году, через год я пришел сюда преподавать педагогику. Работал по совместительству, у меня было место в другом вузе. В 2003 году университет стал соисполнителем федерального гранта на программу разработки электронных учебников, а я увлекался данным направлением еще в Российской академия государственной службы при Президенте РФ – разрабатывал электронный учебник по педагогической психологии.

У меня уже был опыт и первый проректор МГППУ А.А. Марголис попросил перейти в этот вуз и руководить проектом. Я согласился. Занимался как разработкой собственного учебника, так и еще девяти. С этого времени и началась интенсивная и активная работа в данном университете, включая создание системы дистанционного образования по психологии.

– Вы декан факультета дистанционного обучения...

– Знаете, несмотря на то, что я декан факультета, я не отношусь к фанатикам дистанционного обучения. Поэтому в первую очередь выступаю не как менеджер, а как преподаватель. К сожалению, очень часто дистанционным обучением управляют люди, не являющиеся педагогами. Они заинтересованы в продаже программных продуктов, оболочек, закупке техники, но все это лишь железки. Не нужно много ума, чтобы их приобрести. Значительно сложнее организовать учебный процесс и реализовать его на практике. Здесь необходимы педагоги и психологи.

Если делать действительно качественное дистанционное обучение, то скажу так: оно значительно сложнее, чем очная форма. Надо иметь ввиду: чем более обучение индивидуализировано, тем более оно затратное. Если строить траекторию обучения каждого студента, количество сотрудников должно быть немалое. Это не один преподаватель на 200 студентов, фиксирующий правильные ответы. Все совершенно по другому. Нужно уделять внимание каждому и работать помощником по развитию. Если студент-дистанционник задает вопрос, необходимо отвечать, потому что завтра будет задан следующий вопрос. Если он присылает работу, нужно писать на нее рецензию, и не просто прочитать двадцать страниц, а разобрать их по косточкам.

– Существует мнение, что дистанционное обучение проще очного. Это так?

– Дистанционный вариант – это прежде всего качественно иной уровень ответственности и самостоятельности. Увы, часто происходит так, что если студента посадить перед компьютером удаленно отвечать на тесты, зачеты и экзамены, никакой самостоятельности не будет. 95 процентов полезут искать ответы в Интернете, копировать и вставлять. Если обучение разрешат в таком формате, проще сразу выдавать дипломы всем желающим. Безусловно, найдется какое-то количество мотивированных студентов, которые будут работать честно, но их число невелико.

Если рассматривать абитуриентов, то 3-5 процентов – это те люди, которые уже сейчас готовы проходить дистанционное обучение. Для большей части оно неприемлемо, с остальными надо серьезно заниматься и обучать самостоятельности. У нас есть бюджетная и коммерческая программа. Каждый год мы отчисляем большое количество коммерческих студентов, потому что можем себе это позволить. Сперва я был в шоке и не мог понять – что происходит? Потом стал осмысливать ситуацию и понял: многие студенты, приходящие на обучение в дистанционном формате, абсолютно не готовы к этому типу обучения.

– Какой возраст вы считаете оптимальным для получения дистанционного образования? 

– Честно говоря, когда молодому человеку 18 лет, я не считаю его студентом-дистанционником. Я говорю: идите на очное отделение. Родители помогают, финансируют, поэтому с утра до вечера занимайтесь развитием собственных мозгов. В этом возрасте на образование выделено как минимум пять лет, но потом такого ресурса может не быть. С 18 до 23 лет не нужно никакого дистанционного образования – очная форма, лучше ничего не придумаешь.

Потом, когда жизнь будет ставить другие задачи, или на руках маленький ребенок, или не дай Бог что-то со здоровьем, вы уже не сможете с утра до вечера сидеть в аудитории. Тогда и нужно приходить. Кроме того, на заочно-дистанционную форму обучения идут за вторым высшим образованием и это закономерно, потому что изучая психологию, люди пытаются решить самую трудную проблему – найти себя в этой жизни. Психология – это тот ресурс, который помогает человеку познать себя и понять свое место в этом мире.

– От чего зависит эффективность заочно-дистанционной формы обучения?

– Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от поддерживающего характера. Не командного, поскольку командная психология мешает и перечеркивает успех, а именно поддерживающего. Когда взрослые люди приходят учиться, в первую очередь они ждут поддержки собственного образования. Это уже другая культура, другой менталитет. Агрессивный и командный стиль поведения, который к сожалению распространен в России в настоящее время, противопоказан сути дистанционного образования.

– Как вы думаете, дистанционное обучение в России получит дальнейшее развитие?

– Это общемировая тенденция и от нее никуда не деться. Раньше или позже, но в любом случае мы к этому придем. Чем больше мы сопротивляемся, тем больше отстаем. Весь мир движется в этом направлении. Но мы должны понимать возникающие трудности, как субъективные, так и объективные. Их нужно обозначать, говорить об этом во всеуслышание и не просто признавать, где мы слабы, а где сильны, но и работать с ними.

Одна из главных трудностей в том, что у нас нет ценности качеств. Мы очень много врем, почти на каждом шагу. К сожалению, плохо развита ценность работы по совести и очень часто приходится сталкиваться с недобросовестностью и обманом. Необходимо понимать, что с этой психологией мы далеко не пойдем. Должна быть работа по совести и мы постоянно должны стремиться к улучшению ее качества не на словах, а на деле. И самое главное – должно быть уважение к человеку. В центре всегда должен быть человек.

– Какие на сегодняшний день проблемы у данной формы обучения?

– К сожалению, среди педагогов немало консервативных людей, которые не особенно склонны к инновациям. Тот вариант, который нередко реализуется в российских вузах по дистанционному обучению, очень часто превращается в открытую продажу дипломов, несмотря на ужесточения требований. Неудивительно, что в обществе существует большая настороженность по поводу дистанционного обучения. Наши студенты и абитуриенты задают вопрос: будет ли в дипломе запись «дистанционное обучение»? Вопрос не случайный, потому что все понимают – если будет слово «дистанционное», работодатель вряд ли будет в восторге.

Дистанционное обучение не признано в России как форма, есть дистанционная образовательная технология. И здесь имеются свои плюсы и минусы. Плюс в том, что она не позволяет открыто продавать дипломы. Минус – мы не можем активно развивать эти технологии, потому что должны действовать в рамках общепринятых форм обучения: очной, вечерней и заочной. Дистанционное обучение часто реализуется в заочном формате, просто называется институтом дистанционного обучения.

Мы сталкиваемся с тем, что нередко хорошую идею превращают в профанацию. Идея-то неплохая, но реализация бывает отвратительная. Не хватает честности и порядочности в действиях, поэтому многое превращается в коммерцию. Я считаю, что наилучшие результаты можно получить при оптимальном сочетании достоинств традиционной заочной формы и дистанционного формата. Весь мир уверенно движется в область электронного образования, и чем больше мы сопротивляемся или пытаемся доказать свою уникальность, тем больше отстаем от общемировой практики.

Шипилов Тимофей

Ссылка на материал