Вся психология в одном университете

Радиостанция "Эхо Москвы". "Весенние чиновники".

СМИ о нас

ВЕСЕННИЕ ЧИНОВНИКИ

29 апреля 2013, 16:28

Маргарита Оларь, политолог

Это весенняя неполитическая история, которая тем уже хороша, что сплошь составлена из людей и их поступков – масштабных и не очень, но последовательно и равноценно дающих надежду на лучшее будущее десяткам семей с детьми-аутистами.

При Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) работает Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП), а при центре функционирует начальная школа, состоящая из двух частей, одна из которых расположена на ул. Кашёнкин Луг, другая на ул. Архитектора Власова. И там, и там учатся дети с расстройством аутистического спектра (РАС), но на Кашёнкином Луге собраны, в основном, детки с умственной отсталостью, а на Власова с выраженной задержкой психо-речевого развития, и с нормативным интеллектом.

Здесь необходимо отметить, контрастно выделить и особо подчеркнуть, что МГППУ создал уникальные условия для обучения и коррекции детей с РАС на базе своего Центра – это и высокопрофессиональный коллектив педагогов и врачей,  и мощная научно-исследовательская и научно-практическая база. И даже то, что школе не присвоен вид – для большинства родителей благо, потому что на вопрос, где учатся их дети, они могут ответить – в начальной школе при МГППУ, а не в школе для умственно отсталых.

Большинство детей обучающихся сейчас на Власова, попали туда из других образовательных учреждений, где испытывали трудности с освоением учебной программы, конфликтовали со сверстниками и учителями, получили диагнозы от «шизофрения» до «умственная отсталость»,  и, обойдя множество врачей, коррекционных центров и школ, были приняты в школу на Власова, где успешно справляются с общеобразовательной программой. Повторюсь – успешно справляются с общеобразовательной программой. А что это значит, в конечном счете? Это значит, мы не теряем этих детей, они становятся частью нашего общества, они социализируются.  Очередь в школу составляет два года. А другое учебное заведения такого же уровня и такой же эффективности, боюсь, довольно сложно найти и в Москве, и в других регионах.

Несколько месяцев назад мои друзья, чьи дети учатся в школе на Власова, рассказали, что при переходе на подушевое финансирование, дети с РАС лишатся, например, особой опеки врачей, а врачи – неотъемлемая и очень важная часть процесса обучения детей с аутизмом. И вот так, слово за слово, мы беседовали дальше о том, чего не хватает школе, что можно и нужно бы изменить, и как это сделать в условиях, когда у нас на федеральном уровне принимаются законы, к которым школу нужно усиленно адаптировать.

Но как это сделать, в отсутствии простроенной государственной программы помощи детям с РАС? В отсутствии хотя бы первичных нормативов, например норматива о том, скольких детей с РАС может вести один врач-психолог в школе? Бог с ними, с психологами, хотя это крайне важно – у нас в стране учёта аутистов не ведется, какие уж тут нормативы, им взяться просто неоткуда.

Дети обучаются в школе на Власова четыре года. При этом если бы до того они имели возможность получить дошкольное образование при этой же школе, которая при ЦПМССДиП, который при МГППУ – лечить и учить их сейчас было намного проще.

А соответствующее и своевременнее дошкольное образование и коррекцию они могли бы получить тогда лишь, когда при дошкольном учреждении, которое при школе, которая при ЦПМССДиП, который при МГППУ, были бы открыты постоянные консультации для детей раннего возраста.

А еще очень важно наращивать классы, то есть, продолжать школу вверх – пятый, шестой, седьмой, восьмой – потому что при переходе из четвертого класса школы при ЦПМССДиП в пятый класс общеобразовательной школы, а, значит, лишаясь привычного обслуживания, ребенок зачастую совершает регресс.

И еще хорошо бы при этой школе профессиональные мастерские для таких детей. И учить педагогов там – тоже очень хорошо. То есть, было бы вообще очень здорово, выстроить на базе МГППУ мощный ресурсный центр, потому что к тому всё тяготеет, для того есть все предпосылки и возможности, а, главное – в том есть насущная и всевозрастающая потребность.

Но –  что может сделать сам МГППУ для своей школы? Что может сделать для неё городской Департамент образования? Или, какое министерство и чем именно может школе помочь? Вот этим конкретным детям в этой конкретной школе при МГППУ, государство (что бы мы под этим ни подразумевали) может помочь, или нет?

И тогда родители, напуганные новым законом об образовании, и перспективой, что их дети останутся без сопровождения врачей, что сделает обучение детей в школе при МГППУ бессмысленным, да и существование школы без врачей также будет лишено смысла, стали активно алармировать, потому что нет для их детей другой школы, нет для их детей другой возможности жить, нет у них выбора, для них эта школа – спасение и надежда, а без неё – страшные диагнозы и отсутствие перспективы.

В силу своей общественной деятельности,  мне часто приходилось видеть разного уровня госслужащих и чиновников, в разной сложности ситуациях, с ответом и без ответа на мои вопросы, доброжелательных и агрессивных, умных и тупых, словом, ну всяких. И, конечно, одинаково от меня отстраненных, будто суть и смысл их работы ровно в том состоит, чтобы я почувствовала, как бесконечно мы далеки друг от друга.

Так что, когда родители позвали меня на встречу с ректором МГППУ,  для обсуждения проблем школы на Власова, и совместного поиска решения этих проблем, во мне было мало оптимизма, хотя и понятно, что если мы хотим найти решение, мы действительно должны его искать, даже если все вокруг непробиваемые чиновники.

Та, самая первая встреча инициативной группы родителей, чьи дети учатся в школе на Власова, с руководством МГППУ, прошла примерно в середине марта. С тех пор разговор родителей с руководством не прекращается – идут постоянные консультации, как реформировать школу, как это сделать с максимальной эффективностью, как привлечь в школу средства, как простроить дошкольное образование, как улучшить положение сегодняшних учеников и, что немаловажно, учителей.

Из нашей простой жалобы ректору, что вот врачей отнимают, помогите, ну что же вы ничего делаете, сделайте хоть что-нибудь – выросла совершенно другая история, которая сможет решить проблему (проблему отсутствия  г о с у д а р с т в е н н о й  системы помощи людям с РАС) в этой конкретной школе, что при ЦПМССДиП, что при МГППУ.

И то, что на совещаниях, посвященных реформированию школы, присутствуют (помимо собственно ректора и родителей) проректоры, директора исследовательских институтов при МГППУ, главы школьных отделений, представители совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы, представители самого Департамента образования Москвы – уже выглядит сказочно. А то, что эти люди сообща работают над фактически созданием системы помощи детям с РАС на базе школы при МГППУ – дважды сказочно, но это факт, они действительно работают над этим.

Поэтому у семидесяти пяти семей, чьи дети учатся на Власова, сейчас есть надежда, что с их детьми всё будет хорошо, а в перспективе всё должно быть хорошо у сотен семей, растящих детей с РАС. Если для решения проблем аутистов в масштабах России, нам нужно было пойти именно таким путём низовой мобилизации, с последующим сверлением ответственного чиновника – мы согласны, мы готовы работать в этом ключе дальше, распространяя свой опыт. Но я не уверена в том, что вот это исключительное понимание потребностей родителей руководством вуза, которое имеет место в нашей истории, так удачно повторится ещё где-нибудь. 

Спасибо родителям школы на Власова за то, что при всей тяжести положения, они упорно и конструктивно решают вопросы, касающиеся реорганизации школы, и за бесконечное количество аналитических и докладных записок, написанных ими и разосланных всем заинтересованным лицам, и за терпеливое разъяснение ситуации, и за работу в команде.

Спасибо ректору МГППУ В.В. Рубцову, первому проректору А.А.Марголису, проректору по вопросам взаимодействия «Школа-ВУЗ» В.И. Лопатиной, руководителю Института проблем интегративного (инклюзивного) образования С.В.Алёхиной и всем, кто принимал и принимает участие в судьбе школы, за профессионализм и ответственность.

И, конечно, огромное спасибо руководителю отделения школы на Власова Т.Ю.Хотылёвой за то, что сложившаяся под её руководством система обучения и коррекции детей с РАС настолько эффективна.

Вот такие у нас вот такие чиновники. А у вас?

Ссылка на материал