Вся психология в одном университете

Марина ЧИБИСОВА. "ЕГЭ предлагают сделать похожим на выборы". Информационное агентство "First news". 31 мая 2013 года

СМИ о нас

Экзамен длиною в десять лет

ЕГЭ предлагают сделать похожим на выборы

ЕГЭ выдержал экзамен временем, но нуждается в доработке, считают эксперты15:16 31/05/2013

Текст: Дмитрий Ключевский

В разгар выпускных экзаменов в школах, на фоне скандалов о вборосах ответов в интернет, эксперты вновь обратились к теме эффективности ЕГЭ. Одни предлагают повысить контроль и объективность во время сдачи ЕГЭ с помощью наблюдателей и видеокамер, другие - начать эксперимент сначала.

Очередная экзаменационная кампания в России не обошлась, как и в прошлом году, без скандалов: те же сброшенные в сеть варианты КИМов, отдельные случаи списывания и нарушений при сдаче экзамена. 

Однако и без громких скандалов понятно, что система за 10 минувших лет до конца не отлажена и скрытых проблем меньше не стало.

Бумажная информатика

Заместитель председателя комиссии по образованию в Общественной палате Любовь Духанина наиболее взвешено подходит к теме ЕГЭ, признавая не только его преимущества, но и недостатки. Она настаивает на реформировании процедуры экзамена постоянно, а не только в случае конкретных проблем в период сдачи.

"Предложение, которое высказывалось ещё лет пять назад, о разделении образовательного процесса от экзаменационного, решило бы ряд проблем. Пусть оценкой знаний занимается отдельная корпорация, ответственная и компетентная, дайте учителям спокойно завершить год, подвести итоги, подготовиться к следующему году и уйти в отпуск", - призывает она.

При этом у неё масса вопросов к существующей процедуре сдачи экзамена, которые в основном связаны с недостатком объективности оценки и низком уровнем контроля.

"Должна быть создана структура наблюдателей, в которую можно включать, к примеру, родителей детей из младших классов, чтобы они заранее понимали систему и вместе с тем не были заинтересованы в помощи кому-то из сдающих. Также можно привлекать в качестве наблюдателей СМИ, только, разумеется, без всяких съёмок и интервью во время экзамена", - предложила Духанина. Также приходится учитывать технический прогресс и выдумку школьников и устраивать более тщательный досмотр, исключая любые возможности связи "с внешним миром".

Таким образом единый госэкзамен всё больше становится похож на выборы с наблюдателями и КОИБами. Вот только идею внедрения в классах видеозаписи во время экзамена эксперт оценивает неоднозначно, видя в этом и юридический и психологический аспект, который может негативно сказаться на состоянии сдающих.

Представитель Общественной палаты также высказалась за перевод экзамена в электронный вид, указывая на абсурдные формы ЕГЭ.

"Доходит до смешного, что информатику мы сдаём по бумажкам. Это и организационно сложнее, и больше риск для фальсификаций. Компьютерное тестирование могло бы ряд проблем решить, во всяком случае объективность точно повысилась бы", - подчеркнула она.

В то же время Любовь Духанина заметила, что проблемы ЕГЭ требуют экспертного и разностороннего обсуждения в течение всего года, а не только в разгар экзаменов или приемной кампании в вузах.

Поколение ЕГЭ

В свою очередь член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и информационной политике Людмила Бокова выступила с позиции учителя, занимавшегося проблемой ЕГЭ на протяжении всех 10 лет его существования. По её словам, экзамен, при всех его недостатках, реально даёт возможность школьникам из глубинки поступить в лучшие вузы страны.

"У нас до 60% студентов ведущих вузов страны – приезжие из регионов. ЕГЭ действительно даёт им шанс на конкуренцию с городскими сверстниками. Теперь задача свести к минимуму человеческий фактор при сдаче ЕГЭ и подготовить детей и родителей к этому экзамену. У нас уже выросло первое поколение на ЕГЭ, это будущие родители, которым будет проще подготовить своих детей. С остальными нужно вести работу", - сказала Бокова.

При этом сенатор постаралась развеять несколько стереотипов относительного единого госэкзамена. В частности, она не согласна с тем, что ЕГЭ снижает творческое мышление школьника, заметив, что подготовить ученика по литературе или по истории крайне непростая задача, требующая от экзаменуемого широких знаний.

В этой связи Бокова призвала СМИ писать и о позитивных моментах, связанных с ЕГЭ, когда дети из отдалённых районов страны благодаря своим знаниям поступают в вузы, о которых раньше даже и мечтать не могли.

"Не волнуйтесь понапрасну" 

Психологи, в первые годы ЕГЭ трубившие о значительной психологической нагрузке для выпускников, теперь наблюдают значительно снижение так называемого "уровня тревоги". При этом цели свести его к минимуму у экспертов нет.

"Как ни странно, школа вызывает более повышенный уровень тревоги, чем специальная подготовка экстерном. Однако не стоит забывать, что излишняя расслабленность при сдаче экзамена также может негативно отразиться на результате. В этом случае нужно поддерживать оптимальный уровень тревоги, чтобы мобилизовать все силы сдающего", - отметила доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Марина Чибисова.

При этом психолог рекомендует заниматься подготовкой к выпускным экзаменам не за две недели до него, и даже не за два года, а с самого первого класса. Под этим эксперт подразумевает мотивацию и чёткое определение направления образования, а не решение тестов с первого класса, что практикуется в некоторых отдельных учебных заведениях.

"У нас уже сейчас старшеклассники последние два года обучения бросаются штудировать с репетиторами четыре предмета, которые будут сдавать в виде ЕГЭ, забросив все остальные. А с этого года так называемый ГИА уже после девятого класса введут. Кто-то уже и после начального звена предлагает. Если так и дальше пойдёт, мы рискуем деформировать наше общество и из образования уйдут последние активные и профессиональные специалисты", - предостерегла Любовь Духанина.

На это Марина Чибисова, разъясняя свою позицию, заметила, что главное – это психологический настрой ребёнка перед экзаменом, который должен формироваться задолго до него.

"Одно дело видеть в ЕГЭ шанс поступить в тот вуз, о котором мечтал, а другое – считать, что всё уже куплено и никакой возможности нет. Нужна уверенность и понятность в процедуре экзамена", - заключила психолог.

В исходное положение

Ведущий эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев в свою очередь полагает, что все изменения по ходу реформы как минимум ненаучный подход к решению проблемы и предлагает вернуться в начало эксперимента.

"Любой процесс, который зашёл в тупик, требует тщательного анализа с самого начала. Нужно просто вернутся к постановлению правительства от января 2001 года, где предлагалось объединить школьный выпускной и вступительный вузовский экзамены, чтобы снизить нагрузку на сдающих. Надо понять, а удалось ли это? Кроме лишнего напряжения и жуткой коррупции ни к чему это не привело. Значит, надо вернуться в исходное положение и искать ошибки там", - считает эксперт.

Он добавил, что этот затянувшейся эксперимент зашёл слишком далеко и отдельными косметическими мерами коренные ошибки уже не исправить. 

Ссылка на материал