Вся психология в одном университете

Юрий ЗАБРОДИН. "Вписаться в стандарт". Газета "Южноуральская панорама" (Челябинск)

СМИ о нас

Вписаться в стандарт

Что должны уметь современные педагоги

Впервые в российском образовании разработали профессиональный стандарт педагога, который начнут поэтапно внедрять уже в этом году. Для работников образовательных учреждений попунктно расписали, что они должны уметь и каким требованиям соответствовать.

Проект профессионального стандарта педагога размещен на сайте Министерства образования и науки РФ. Внести свои поправки и предложения южноуральцы смогут до 15 августа.

Соответствие рынку

По мнению разработчиков, внедрение новых профессиональных стандартов назрело по причине неэффективности существующих. По данным проведенного Минобрнауки РФ мониторинга, на сегодняшний день 70 % высших учебных заведений являются неэффективными. Лишь 10 % выпускников по окончании обучения устраиваются по специальности.

— Такая объемная работа по разработке профстандартов проводится, чтобы преодолеть разрушившийся до предела зазор между образовательным рынком и рынком труда, — поясняет Ирина Апыхтина, начальник отдела департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, во время межрегионального совещания по обсуждению профстандартов в сфере образования, проходившего в Челябинске.

— Образовательные учреждения выпускают специалистов по тем профессиям и с теми компетенциями, которые, как они предполагают, будут задействованы в ближайшее время на рынке. Однако сам рынок труда выдвигает совершенно другие требования и нуждается в совершенно других специалистах, — продолжила она. — Вот этот зазор достиг больших размеров и стал национальным бедствием, потому что государство тратит огромные деньги на подготовку грамотных выпускников, но при этом не решает задачи кадрового обеспечения отраслей экономики, промышленности и других. Профстандарт — это видение работодателя, каким должен быть выпускник образовательного учреждения вуза, чтобы он впоследствии пришел в современную систему металлургии или нефтяной промышленности и был ей полезен.

Авторы проекта утверждают, в будущем профессиональные стандарты вполне могут заменить множество документов, контролирующих трудовую деятельность педагогов. К примеру, единый квалификационный справочник должностей, а также общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

— Профстандарт станет основанием для заключения трудового договора, для последующего формирования структуры должностей и создания системы аттестации, а также для определения оплаты труда, — перечисляет функции нового документа Юрий Забродин, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, один из разработчиков стандарта. — Мы задаем таким образом основание для паритетных отношений между работником и работодателем. Трудовой договор становится содержательным. Работник понимает, за что он отвечает, а за что он не должен отвечать. Также стандарт становится основанием для того, чтобы выстроить систему оценок квалификации. Предполагается, что оценивать труд, качество и квалификацию работника будет профессиональное сообщество. Наконец, если мы четко сформулируем, что педагог должен делать, то станет понятно, чему нужно учить будущих специалистов.

Иными словами, стандарт это «наше все» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога, его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории, объем трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Кто кому должен

Каковы же эти судьбоносные требования, которые предъявляются ко всем российский педагогам? Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для того, чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, для которых русский язык не является родным и других. Педагог обязан эффективно управлять классами — вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера. И еще многое многое другое.

Отдельные «должностные инструкции» прописаны для педагогов дошкольных учебных заведений, школ, вузов, социальных педагогов и педагогов-психологов.

— Например, учителю необходимо иметь высшее образование, уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы учащихся. Учитывая особое место таких предметов, как математика и русский язык (обязательный ЕГЭ для всех без исключения выпускников), в профстандарте отдельно прописаны требования к педагогам по этим специальностям, — рассказал Юрий Забродин.

Стоило только разместить документ в открытом доступе, как на него тут же посыпались отклики от неравнодушных педагогов. Первые — не очень положительные. Среди претензий — обилие повелительного наклонения («должен»), отсутствуют конкретные критерии и нет самого главного — опоры для учителя в профессиональном совершенствовании. Зато есть нормы оценки качества работы и процедура аудита, которую будут проводить общественные организации, например, попечительский или родительский совет. Но для того проект и размещен в сети, чтобы его читали, высказывались и предлагали изменения.

В течение этого учебного года планируется поэтапное введение стандарта. Окончательно он должен быть закреплен в школах к сентябрю 2014 года. Скорее всего, площадкой для испытания станет Челябинская область.

Добавим, что новшество коснулось не только учителей. По указу Президента РФ, до 2015 года новые профстандарты должны быть разработаны для 800 профессий.

КОММЕНТАРИИ

Галина Костыко, директор Центра развития образования и сертификации персонала «Универсум»:

— Мы явились одними из разработчиков первого варианта стандарта для преподавателей профессионального образования. С этим стандартом мы как центр сертификации уже стали работать. Образовательные учреждения заказывают нам проверить компетенции своих сотрудников на соответствие уровням профессионального стандарта. После данной процедуры каждый преподаватель получает свой индивидуальный профессиональный профиль, из которого видно: какая компетенция у него западает и требует доработки. Иными словами, что у него «пере», а что «недо». Это позволяет педагогическому работнику прежде всего увидеть вектор своего дальнейшего развития и путь повышения квалификации. А директор образовательного учреждения впервые получает возможность проводить кадровую политику своего образовательного учреждения в одной системе.

Анонимный комментарий одного из учителей челябинской школы:

— Полностью ознакомилась с проектом профессионального стандарта педагога. По моему мнению, предусмотренные им требования к педагогу слишком широки. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чем то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одаренных детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей, как это предусматривает стандарт. Также немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение этого требования означало бы учить по принципу — «не умеешь или не хочешь — заставим».

Элементарно нет таких способов, методов, технологий и приемов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.

По моему мнению, появление стандарта учителя продолжает уже давно начавшийся процесс «стандартизации» ученика и выпускника. Но педагоги стандартизируемы не более, чем «личностные результаты» выпускника школы. Профессия педагога всегда была творческая и нестандартная, таковой и останется, в связи с чем, я считаю, что стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста.

Примеры профессиональных требований к учителю математики

Итак, учитель должен:

— Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады.

- Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание.

- Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы). Поощрять инициативы учащихся по использованию математики.

- Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях, как источника улучшения и нового понимания. 

- Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто то будет заниматься ею профессионально.

- Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

— Применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.

- Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика.

- Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных). При необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности тьюторов.

- Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.

- Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры.

Махлеева Юлия Александровна

Ссылка на материал