Ирина УМНЯШОВА. «Система школьных оценок уже потеряла смысл». Газета "Аргументы и факты"
СМИ о нас
Двоек уже не ставят?
Автор: Юлия Гарматина
Опубликовано : 2013-08-28 00:05:00
Как правильно наладить учебный процесс, рассказывает Ирина Умняшова, завлабораторией модернизации психологической службы системы образования МГППУ, руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России.
Юлия Гарматина, «АиФ»: Ирина Борисовна, много говорят о том, что современные дети в школе перенапрягаются...
Ирина Умняшова: В современной школе программа действительно шире, детям приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем нам в своё время. При этом если школьнику неинтересно, то психологическая и физическая перегрузки увеличиваются - это как для взрослых ходить на нелюбимую работу.
Ю.Г. «АиФ»: А как сделать процесс увлекательным? Многие дети заявляют, что не хотят ходить в школу.
И.У.: Важно ответить на вопрос «почему?». Не получается наладить контакт с ровесниками, учителями? Не понимает заданий? Просто так нежелание не возникает. А если первоклашка уже через неделю заявляет, что устал учиться, - насторожитесь. Нежелание учиться нетипично для начальной школы. Если нет познавательной активности, значит, ребёнка что-то тревожит. Например, если родители разводятся, ребёнок неосознанно переживает, хочет, чтобы на него обратили внимание. Отказ идти в школу - сигнал для родителей и учителей, они должны задать себе вопрос: а что мы неправильно делаем, если ребёнок не хочет заниматься главной для него в этом возрасте деятельностью?
Ю.Г. «АиФ»: Нужно ли стремиться к хорошим отметкам?
И.У.: Существующая система отметок в нашей стране в последние годы потеряла смысл, она не позволяет полноценно оценить знания ученика. По сути, есть только тройки, четвёрки и пятёрки. Большой разницы между «3» и «4» нет. Важно, чтобы учителя объяснили ученику, как оценивается его деятельность: скажем, за две ошибки - четвёрка, за три - тройка. Часто оценивают так: «Молодец, четыре!», «Молодец, пять!». Но один - отличник, другой - хорошист. Лучше говорить: «Ты успешно выполнил эту работу» или «Недостатки в работе такие-то...». Ребёнок должен понимать, почему он получил такую отметку, чтобы появилось желание улучшить собственные результаты. Для многих мам и пап отметки - критерий успешности их социальной роли как родителей. Иметь сына-отличника престижнее, чем сына-троечника. Но троечник, двоечник - это ярлыки, которые могут оказать серьёзное влияние на жизнь ребёнка, формирование его самооценки. Он должен знать, что в школе оценивается только его работа, а не его личность.
Кстати
На днях правительство утвердило порядок оказания платных услуг в школах. Бесплатным останется всё, что входит в государственные образовательные стандарты. В начальной школе - не менее 20 предметных часов в неделю (чтение, математика, русский, окружающий мир, музыка, технология, иняз, рисование, физкультура) плюс 10 часов внеурочных занятий. В старшей школе государство оплачивает 36-37 часов. Всё, что больше, платно. Кстати, платные образовательные услуги подпадают под действие закона «О защите прав потребителей». Если родители недовольны качеством обучения (скажем, ребёнок за полгода обучения иностранному языку не выучил даже буквы), они могут потребовать возврата денег.