Вся психология в одном университете

Татьяна ГАВРИЛОВА, Алла ХОЛМОГОРОВА. "Право быть ненормальным." "STRF.ru - электронное издание «Наука и технологии России»

СМИ о нас

Право быть ненормальным

10.09.13 | Наука и техника: Гуманитарные науки |

Σ Горбатова Анна

В последние 25 лет резко возросла доля психических расстройств, утверждают авторы документального фильма «Мир без безумцев?» (режиссёр – Филипп Боррель, Франция). Склонность к ним имеют около 40% жителей России, свидетельствует наша официальная статистика. Однако далеко не все из тех, кто страдает душевными недугами, обращаются к специалистам. Правильно ли они делают? Всегда ли диагностика психиатров точна, а назначенное лечение обоснованно, и нет ли здесь злоупотреблений? – об этом после просмотра фильма дискутировали в РИА «Новости» психиатры, социальные психологии, психоаналитики, физиологи, защитники прав человека и собравшиеся зрители.

Гуманистическая психиатрия

Во французском обществе, как следует из фильма, есть разные подходы к психиатрии и психическому здоровью – термину, принятому ВОЗ. «Идеологию заточения и контроля», заключающуюся в изъятии из общества всех, кто отличается от некой психической и социальной нормы, связывают с именем экс-президента Николя Саркози. Во времена его руководства Францией врачи устраивали демонстрации, требуя гуманистического отношения к психически нездоровым людям.

Другой подход, также раскрытый в фильме, отличается сопровождением больных наряду с их лечением. Причём считается, что реабилитация обходится дешевле лечения. Во Франции, где за последние десятилетия количество койко-мест в больницах для душевнобольных сократилось более чем на 50 тысяч, получила практику помощь им в специальных медицинских центрах, где пациенты оказывают поддержку друг другу – по типу клубов анонимных алкоголиков, только под присмотром врачей. Такой вид помощи называют когнитивной реабилитацией.

В центры нередко приходят бездомные с душевными расстройствами, для которых вполне реальная перспектива оказаться в больнице или в тюрьме. Люди проходят там курсы «гигиены жизни»; им помогают избавиться от страха перед действительностью, развивать способности к познанию, социализироваться, в том числе посредством психо- и трудотерапии. Однако свободная, душевная атмосфера, доверительное отношение не всегда приводят к улучшению психического состояния пациентов, и они просят направить их в клинику.

Дабы снизить риски наступления психических расстройств, обследования детей с применением разных методик в странах Евросоюза становятся нормой. А в Канаде была создана программа автоматического выявления психических отклонений у детей – сейчас она переведена на восемь языков и активно используется в других странах.

Успех достигается в партнёрстве

«Современная психиатрия – это психиатрия профессиональной бригадной работы с вовлечением разных специалистов. Это не психиатрия больницы. Она стремится за пределами больничной среды организовать амбулаторную, полустационарную помощь, адресованную личности пациента», – утверждает профессор Валерий Краснов, директор Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России. Успех, по его словам, может прийти только тогда, когда находится «форма партнёрства с пациентом, с его представителями, родственниками, потому что одни усилия врача редко дают результат».

Острую проблему директор института видит в отсутствии в России «реального взаимодействия интернистов, врачей общей медицинской сети соматических стационаров, поликлиник с психиатрами» – это препятствует оказанию своевременной консультативной помощи пациентам, у которых на фоне тяжёлых соматических заболеваний развиваются депрессивные расстройства.

К этическим аспектам обратился директор Института социологии образования академик РАО Владимир Собкин: «Если мы позволим себе в этическом плане сказать, помыслить, что это люди второго сорта, те, что выпадают за норму, то мы возвращаемся к тому, что уже однажды было в одной стране и печально кончилось». Он подчеркнул, что это очень важно учитывать в образовании, когда мы говорим о детях.

Академик РАО считает принципиально важным создание в нашей стране коммуникационной среды для психически нездоровых людей, где они могли бы «социально себя вести, чувствовать и мыслить».

Заведующему кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Андрею Россохину фильм навеял мысль об уничтожении человеческого в человеке – страданий, переживаний, страхов. В самом деле, заглотнул таблетку, и плохих воспоминаний – как не бывало. «Речь идёт о вырождении западной культуры, к которой мы принадлежим. Культура начинает пожирать саму себя, то есть она доходит, с моей точки зрения, до каких-то пределов своего существования, отрицая природу страсти в человеке, внутренней жизни», – размышляет психоаналитик.

Россохин уверен: «надо дать человеку право быть ненормальным», реализоваться, особенно такая возможность должна быть у людей искусства. «Иные люди живут в каждом из нас. Они – это вызов нашим внутренним отношениям», – добавил эксперт.

Проблема гуманизма больше всего зацепила в фильме профессора кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Татьяну Гаврилову: «Люди стоят перед выбором: жить, принимая все тяготы страдания, любви, самоотверженности или научиться быть счастливым, благополучным, даже если вы причиняете ущерб другим?» После 1990-х годов, по её мнению, всё отчётливее ощущается сдвиг ценностей – «доброта, честность, сострадание в глазах целой массы людей уже смешны». И это, как считает профессор, «обострение цивилизационной проблемы».

«А что сделал каждый из нас?», – обратилась к коллегам Татьяна Гаврилова. Многие ли психотерапевты и психологи могут так же, как их коллеги во Франции, неформально помогать людям с душевными расстройствами? Подобная мысль пришла в голову и Владимиру Собкину, напомнившему об эпизоде фильма, в котором врач подходит к лежащему на тротуаре бездомному и спрашивает, всё ли нормально, не надо ли ему помочь: «У нас невозможно такое поведение. Мы живём совсем в другой культуре отношений к таким людям. Что, лежишь? Взяли, погрузили, отвезли».

Алла Холмогорова, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии, а также декан факультета консультативной и клинической психологии МГППУ полагает, что слова психоаналитика о неизбежной смерти западной культуры – «это сильное преувеличение». По её мнению, вопрос о соотношении мозга и души существовал всегда, и душевные проблемы к проблемам мозга не сводятся. «Борьба моделей», спор между представителями разных подходов также не новость. А попытки управлять настроением и переживаниями человека, воздействуя на его мозг посредством вживления чипов, по словам Холмогоровой, – очередная иллюзия.

«Пусть общество не перекладывает свои проблемы на психиатрию», – заявила декан. Общество конкуренции сопровождают социальные стрессы, у людей возникает социофобия. «Так что теперь делать – не помогать этим людям, ярлык повесить?» – вопрошает эксперт. Своих студентов Холмогорова призывает «подискутировать за и против диагноза». Диагноз нужно ставить для оказания больным бесплатной медицинской помощи. Если же он ставится, чтобы навесить ярлык, это плохо, убеждена Холмогорова. C этим трудно не согласиться. Во всяком случае, люди старших поколений помнят, как это делалось в советское время для изоляции политически неблагонадёжных граждан.

Hard and Soft

Вячеслав Дубынин, заместитель декана по учебной работе, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заметил: нельзя «сваливать в одну кучу» депрессию, шизофрению, маниакальные проявления, гиперактивность, аутизм, эпилепсию, как это сделано в фильме. Это совершенно разные заболевания, лечить которые надо разными способами. «У неискушённого зрителя может возникнуть ощущение, что всё это – стороны одного и того же явления. Есть психическая норма, а есть – не норма».

Противопоставление мозга и души физиолог считает неправомерным. Свою позицию он пояснил, проведя аналогию с компьютером: «Вот есть наш мозговой компьютер. “Железо” – это нервные структуры: нейроны, гипоталамус, кора больших полушарий, те самые точки, в которые вживляется электрод, и можно что-то изменить, например выключить неправильно работающие “чипы”. А душа – те программы, которые инсталлированы в эту систему». Если человек с раннего возраста «живёт с депрессивным мозгом», тогда нужно сразу использовать лекарственные препараты или даже воздействие на его нервные клетки, уверяет слушателей профессор, а при угнетённом состоянии, вызванном личными проблемами или экономическим крахом, достаточной будет помощь психолога.

Большим заблуждением, по мнению Вячеслава Дубынина, является неприятие психофармакологических препаратов как таковых – они помогают особенно неокрепшему детскому мозгу «взрослеть», избавиться от гиперактивности. А вот директор НИИ психиатрии предостерёг энтузиастов раннего медикаментозного лечения детей: «Здесь психологическая помощь, вовлечённость ребёнка в игру, занятость – иногда больше дают, чем медикаментозная терапия».

Помощь или контроль?

Если Валерий Краснов видит в психиатрии и практику, и науку, то президент Гражданской комиссии по правам человека Татьяна Мальчикова её научность категорически отвергает: «Не существует научных фактов, которые подтверждают наличие биологических маркеров для психического заболевания». Поэтому, по её мнению, «каждый раз, когда психиатры применяют лечение, неважно, нейролептики это или психохирургия, они должны понимать, что это эксперимент», и ставить в известность своих пациентов, утверждает она. Президент комиссии обратила внимание на последствия, к которым приводит длительное лечение у психиатров, в том числе на относительно раннюю смерть больных. Переубедить её оппонентам-профессионалам так и не удалось. Татьяна Мальчикова продолжала настаивать на том, что «таблетка – это способ контроля над пациентом».

Будучи не во всём согласна с мнением защитницы прав человека, из рассказов знакомых знаю о случаях попадания людей в российские психиатрические больницы, где им назначались сильнодействующие препараты, когда никакой необходимости в этом не было. А условия, в которых они содержались вместе с «буйными» больными, вызывали сильнейшие стрессы. Не говоря уже о том, что по выходе из клиники люди по многу лет состояли на учёте в психоневрологических диспансерах, не имея возможности устроиться на более-менее престижную работу, получить права на вождение автомобиля.

 

Не существует совершенно нормального человека, как и совершенно ненормального, потому что несовершенна сама человеческая природа; наука никогда не сможет достоверно определить, почему происходят психические заболевания, – прозвучало мнение из зала. И хотя эксперты попытались перечислить признаки подобных заболеваний, на вопрос, что такое психическая норма, ни один из них, на мой взгляд, не ответил. Поэтому в завершение приведу слова из фильма: «Без признания исторической ценности безумия исчезает сам человек», а также предложение – ввести в школе курс «Основы психического здоровья». Владея такой информацией с юного возраста, человек может впоследствии избежать многих душевных проблем.

Ссылка на материал