Вся психология в одном университете

Сергей ЕНИКОЛОПОВ. «У человека нет ощущения свободы. Отсюда – мощнейший разряд агрессии». Мегапроект "Йополис"

СМИ о нас

Известный психолог о причинах бытового уличного насилия и том, что делать, если на вас напали

24 сентября 2013 года

В последние дни на дорогах Москвы произошло сразу несколько отвратительных инцидентов. В начале сентября прогремел эпизод на Дербеневской набережной: на водителя Nissan напали охранники частного кортежа. Рано утром 22 сентября на Ленинградском проспекте двое пассажиров BMW посчитали, что их подрезала Mazda. Они ее догнали, достали биты, один из пострадавших – 32-летний житель Подмосковья Роман Корнюхин от полученных травм скончался в больнице, его спутник лежит в реанимации. Нападавших – приезжих из Молдавии – задержали через несколько часов. На следующий день – еще два похожих ЧП. На Новой Башиловке водитель Mitsubishi битой разбил стекло не пропустившей его в пробке Kia Rio, за рулем которой находилась женщина. Потом на Нахимовском проспекте таксист на Ford ранил из пневматического пистолета другого водителя, который не пропустил его на перекрестке.

Немотивированная уличная агрессия стала нормой. Есть ощущение, что она растет. Почему? Заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов утверждает, что разлитая в воздухе бытовая агрессия – результат плохо осознаваемой ущербности и отсутствия общественной солидарности.

Почему случаев немотивированной агрессии становится больше?

- Такая динамика, несомненно, есть, но, я думаю, на самом деле она относительно небольшая. Отдельной статистики и конкретной цифры просто нет, хотя, может быть, появится к концу года. Факты немотивированной агрессии, как правило, проходят в отчетах полиции как побои, хулиганство или нанесение телесных повреждений. Просто в последние два-три года они стали намного нагляднее. Это связано с техническим прогрессом – распространением видеорегистраторов, камер наблюдения и мобильных телефонов. Вопиющие случаи – например, когда водитель насмерть забивал помешавшего ему пешехода, – происходили и раньше. Сейчас они становятся достоянием общественности.

Камеры и мобильные телефоны не останавливают насилие?

- Нет. И думаю, что и не станут. Случаев немотивированной агрессии будет еще больше. Проблема в том, что у нас нет механизмов снятия скрытой агрессии. Она накапливается в человеке в повседневной жизни – начальник накричал, поругался с женой и т.д. Кроме того, на наше общество как манна небесная упало новое мерило успеха – богатство или благосостояние вообще. И здесь уже не приходится говорить о золушках и прекрасных принцах. Человек постоянно видит в глянцевых журналах жизнь богемы. Между тем, в обществе имеется огромный разрыв. Типичный представитель среднего класса в Москве понимает – то, чего он достиг, это практически потолок. Он не никогда не купит то, что видит в журнале. Он видит разрыв между собой и глянцем. И внутренне, подсознательно, у него формируется ущербность, самооценка дает трещину. И любое самое безобидное замечание в реальной жизни человек может воспринимать как глубокое личное оскорбление.

С этим и связаны «дорожные войны»?

- Конечно. И отсюда же семейное домашнее  насилие. Эти случаи взаимосвязаны, и между ними можно ставить знак равенства. Повод для скандала может быть минимальным – не пропустили на дороге при перестроении, жена что-то сказала не так, и появляется повод для драки. Реакция бывает совершенно неадекватная. Происходит мощнейший разряд агрессии, которая долго скапливалась по капле. У человека нет ощущения свободы. Даже у тех, кто занимается вроде бы творческой деятельностью. Пример – сотрудник рекламного агентства. И работа вроде бы креативная, но над человеком стоят начальники, которые до сих пор иногда остаются феодалами. А сотрудник – всего лишь наемный работник и ему надо терпеть все происходящее. Редко когда на претензии руководства встают сразу 10 человек и уходят. Часто уходить просто некуда. А агрессия копится…

Как действовать, если вы повернулись под руку?

- По обстоятельствам. Если на вас нападают несколько человек с битами и монтировками, то совет один – бежать, звать на помощь, вызывать полицию. По возможности - заснять происходящее на видеорегистратор или мобильный телефон. Если же человек ощущает в себе силы и возможности дать отпор агрессорам – то почему нет? Но тут необходимо помнить о соразмерности. Есть риск, что придется отвечать за превышение пределов необходимой обороны.

Ведут ли к успеху попытки решить конфликт с помощью переговоров?

- К сожалению крайне редко. Обычно начинается перепалка, слово за слово и все равно начинается избиение.

Почему жертве не приходят на помощь окружающие – или приходят, но очень редко?

- Слишком велика вероятность самому стать жертвой. А потому проще проехать и пройти мимо. У нас потеряна общественная солидарность. История с избиением офицера полиции на рынке «Матвеевский» очень показательна. И не только для МВД. Это сигнал для всего общества – о чем можно говорить, о какой надежде на «своих», если даже полицейские не приходят на помощь друг другу?! Даже те же последние митинги оппозиции - это скорее выброс накопившегося недовольства, чем солидарности общества. За последние 20 лет ее не стало.

Не хочу хвалить советские времена, но приведу следующий пример. Много лет назад снимался научный документальный фильм с помощью скрытой камеры. Подставной мужчина-актер приставал к девушке в разных местах города. На вокзале за нее заступились лишь военнослужащие и пенсионеры. Зато обратная ситуация произошла у проходной завода, откуда выходили рабочие – актеру пришлось спасаться бегством от толпы. Пройдет еще много лет, пока люди перестанут просто проезжать мимо и смотреть на избиение через окно машины. Наше общество атомизировалось, все живут отдельно. В лучшем случае придут на помощь своей семье или близкому другу.

Какой вы лично дадите совет – как действовать, если стали очевидцем нападения или агрессивного поведения? Пройти мимо или вмешаться?

- Я бы посоветовал попытаться зафиксировать происходящее на видеокамеру и вызвать полицию. Вмешиваться в конфликт стоит, если вы точно уверены в своем физическом превосходстве, уверены, что сможете разбросать нападавших в разные стороны. И опять напомню – надо помнить о соразмерности действий возникшей угрозе.

Есть ли какие-то новые исследования по уровню агрессии в обществе?

Практически нет. С советских времен по скрытой и немотивированной агрессии вообще ничего не делается. Здесь мы очень сильно отстали от западных стран. Например, в США выкладки и исследования делаются не просто по уровню агрессии, а даже по отдельным слоям населения и в зависимости от происхождения – белым, афроамериканцам, выходцам из Латинской Америки и т.д. Организационно провести исследования трудно, но все же можно. Но у нас подобные выкладки делаются под горячую руку, и отчеты полицейских начальников не дают детальной картины. Но это не претензия к МВД. Этим должны заниматься специалисты. 

Ссылка на материал