Вся психология в одном университете

Мухамед КАБАРДОВ. "Сложности образования позволяет преодолевать психологическая наука". Газета "Рязанские ведомости"

СМИ о нас

Помочь поднять камни

Десять лет назад в РГУ имени С.А. Есенина возник научно-образовательный центр практической психологии и психологической службы, который поставил своей целью помогать студентам, школьникам, их семьям жить и работать в окружающем мире. Возглавила центр кандидат психологических наук Эльвира Самарина.

Примерно через год необходимость сотрудничества с университетским центром почувствовал Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова – ведь этот ученый, наряду с тем, что он был великим физиологом, внес огромный вклад в развитие психологической науки. С того времени в научных конференциях, которые организовывал центр, стала участвовать директор музея Наталья Загрина.

Ученые, сотрудники центра с самого начала старались не замыкаться лишь в собственных рамках и нашли в этом понимание со стороны московских ученых-психологов. Добрым другом рязанцев стал профессор МГППУ, доктор психологических наук Мухамед Кабардов, который принял участие, наверное, во всех научно-практических международных конференциях, которые устраивались психологами РГУ. И вот пусть небольшой, но – юбилей!

Свое десятилетие центр решил отметить в Павловском музее, где 18-19 сентября состоялся фестиваль практической психологии под девизом «Нет границ для человеческого познания». Его участниками стали не только студенты и преподаватели университета, практикующие психологи, сотрудники музея, но и ученые из Москвы. Открытие фестиваля было торжественным. Много говорилось о необходимости и успешности работы центра. Особенно отмечалась деятельность его команды добровольцев по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Как всегда, «главную» лекцию прочитал М.К. Кабардов. Выступая в зале на фоне известного портрета академика, изображенного с окладистой седой бородой, Мухамед Каншобиевич из-за своего внешнего вида был в шутку наречен кем-то из участников фестиваля «двойником Павлова». Но, разумеется, куда более сильное впечатление на присутствующих произвела его лекция – «Развитие физиологической теории И.М. Сеченова – И.П. Павлова в современных дифференциально-психофизиологических исследованиях». В этой лекции использовались данные, полученные в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО, руководителем которого является М. Кабардов.

Отвечая потом на вопросы корреспондента «Рязанских ведомостей» о некоторых наиболее спорных звеньях реформы российского образования, М. Кабардов заметил, что при той положительной роли, которую может сыграть ЕГЭ, например, в устройстве ребят из периферии в престижные вузы, сам тестовый метод, не способствующий реализации устного и письменного потенциала человека, обедняет его духовно. К тому же родители сейчас озабочены поиском таких методов «подготовки» к экзамену, которые могут все еще более упростить… Вызывает сомнение ученого повышенный интерес к делению школьников на обычных и одаренных. Не следует ли больше внимания уделять «обычным» детям, чтобы путем педагогической системы сделать из них «одаренных»?..

В одном из своих недавних интервью М. Кабардов привел слова древнего мудреца, что учитель подобен человеку, опускающему камни с башни, а ученик – человеку, поднимающему камни на башню. С этой точки зрения он высоко оценил работу университетского научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы, который находится «хоть и не очень далеко от Москвы, но все-таки не в Москве». И здесь, в обычных условиях, обычного, не столичного города ведется основательная, подлинная работа по психологическому сопровождению образования, которая очень нужна.

О том, сколь, действительно, необходима эта работа, говорят темы мастер-классов, проводившихся в эти дни под руководством московских и рязанских ученых в Доме науки и в актовом зале Павловского музея. Вот лишь некоторые из них: «Диагностика самооценки подростков при отклоняющемся развитии», «Использование визуальных средств в работе с детьми, перенесшими психологическую травму», «Психологическая коррекция саморегуляции дошкольников».

И, конечно, участники фестиваля имели возможность посетить Дом Павлова, погулять между яблонями в павловском саду.

Татьяна Банникова

Ссылка на материал