Вся психология в одном университете

Андрей МИЛЕХИН. "10 самых авторитетных учителей". Журнал "Русский репортер"

СМИ о нас

Павел Карпов: «Директор всегда бесконечно одинок»

10 самых авторитетных учителей

Директор школы № 261 (Москва)

26 сентября 2013, №38 (316)

Какая мотивация у молодых людей поступать в педагогический университет и идти работать в школу?

Это две разные мотивации. Когда я учился, считалось, что пединститут — это для тех, кто не смог пойти в какой-то более сильный университет. Почему человек идет работать учителем — это совсем другое, это уже какое-то взрослое самоопределение. Сейчас значительное количество людей пришли в школу не с профильным педагогическим образованием, а с предметным. Просто они поняли, что школьное дело — это для них очень близко. И я считаю, что это здорово, потому что люди хорошо знают свой предмет и любят его. Они повышают квалификацию педагогическую потом.

Лично мне всегда хотелось работать в школе, это такой иррациональный момент в моей достаточно сложной жизненной траектории. Ну и, конечно, школа — это альфа и омега, государство в государстве. То есть в этом плане директор достиг высшей точки: если он хочет пойти куда-то выше, это означает смену профессиональной деятельности.

Скажите, вы когда-нибудь боялись детей?

Детей? Никогда! Я считаю, что ребенок не может ни оскорбить, ни унизить, ни испугать взрослого. Может испугать ситуация, в которой он оказался. Он не может испугать, потому что обладает статусом детства, и взрослый защищен от него, защищен статусом взрослого. Вообще дети — это колоссальный драйв.

За какие решения, совершенные на посту директора, вам сейчас стыдно?

У директора есть вопросы, которые он не должен задавать просто ради самосохранения, точнее, ради сохранения определенной трезвости мысли. Да, безусловно, были вещи, о которых стоит пожалеть, но вот когда будет время, мы и покаемся: напишем вот такенную книгу и раскаемся во всех грехах. А пока школа жива…

Учителя и директор — это единая корпорация или же директор скорее на стороне чиновников?

Директорство — это высшая точка педагогики, кульминация. И здесь работает принцип равноудаленности. Директор бесконечно одинок. Он не может примкнуть к какой-то административной вертикали и там почувствовать себя защищенным, потому что за ним колоссально хлопотное хозяйство. С другой стороны, он не может избежать этой вертикали, ведь без нее начинается разброд и шатание, когда директор ведет школу в одному ему известном направлении — теряются представления о стандартах образования в конкретном государстве.

 

Что самое сложное в работе директора, учителя?

Учитель всегда должен быть учителем. Однажды я спросил одного московского директора, пойдет ли он на митинг, и тот ответил, что нет, потому что если он пойдет, то все пойдут. И это высочайшая позиция. Есть дети, и они пристально следят за тобой. Нельзя сказать, что вот здесь уже началась моя личная жизнь. Не может быть такого. Нет у него личной жизни. Хочешь быть политическим активистом или религиозным проповедником — не иди в школу. Школа — защищенное пространство. Давайте заниматься тут алгеброй и литературой!

Если учитель захочет выразить свою гражданскую позицию, директор будет его защищать?

Школа все-таки отделена от религиозных и политических организаций. И если эта отделенность соблюдается, то есть в нее не привносят чужеродных смыслов, то учитель защищен, он по делу находится в школе. А если учитель сам не может разделить школу и общественную деятельность, то возникает некая дисгармония.

Давайте вспомним ситуацию с Ильей Колмановским, учителем биологии в лицее «Вторая школа», которого пытались уволить за то, что он участвовал в акциях протеста возле Госдумы. Он ведь не привносил ничего разрушительного в школу…

Да, конечно. Но Колмановского потребовал уволить кто-то из родителей, а для меня сообщество родителей не означает безусловно разумную структуру. Человек, который может быть сумасшедшим, больным, не очень честным, приходит и говорит: «А я родитель! И я как родитель требую…» Директор в такой ситуации должен полноценно насладиться собственным одиночеством. А дальше у него два варианта: либо согласиться с родителями и просить учителя принять достойное решение, либо постараться успокоить их, рассказав, что их слова не соответствуют действительности, и предложить сделать вывод относительно себя лично, будут ли они ходить в нашу школу или ее сменят. И если во втором случае родитель бежит жаловаться всем, включая ООН, то директор должен защищать собственные ценности.

Максим Аникеев

Директор Китежской средней общеобразовательной школы (Калужская область)

«Китеж» — это весьма необычный проект: поселок, построенный для детей-сирот, где вместе живут дети и взрослые, которые одновременно являются и приемными родителями, и учителями, и воспитателями, и организаторами. Приемные дети живут там постоянно, а на учебу могут приезжать дети из обычных семей. «Глава “Китежа” — директор школы, кандидат педагогических наук и приемный отец. Он мечтает создать в “Китеже” научно-исследовательский центр для детей и взрослых», — так отзываются о нем на сайте «Китежа».

Алексей Лапков

Директор лицея № 6 «Перспектива» (Красноярск)

Его можно назвать эффективным менеджером — разумеется, в хорошем смысле этого словосочетания. В резюме Лапкова множество наград и званий: один из победителей краевого конкурса «Учитель года», лауреат премии главы Красноярска «Молодым талантам», вошел в тройку лидеров городского проекта «Золотой кадровый резерв Красноярска», победитель конкурса «Мои инновации в образовании», абсолютный победитель конкурса «Лучший директор Красноярского края», призер всероссийского конкурса «Директор школы» и так далее.

Сергей Букинич

Преподаватель истории в гимназии № 116 (Санкт-Петербург)

Мы попросили Сергея максимально емко описать свои достижения. «Самое главное в педагогической деятельности — то, что мои выпускники успешны в различных областях. Какая еще может быть награда для учителя? «Мне очень нравится этот преподаватель. Он безупречен как учитель — своя позиция, интересная личность, отлично знает предмет, авторитет для коллег, высокий культурный уровень. Участвует в профессиональных акциях, конкурсах, круглых столах», — объясняет свой выбор Майя Пильдес, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга («Авторитеты России», 2010).

Ирина Маллямова

Директор кадетской школы № 7 им. В.В. Кашкадамовой (Ульяновск)

Несколько лет назад школу № 7, в которой она была директором, попытались ликвидировать в рамках «оптимизации». Учительский коллектив решил сопротивляться. История получилась громкой: увольнение Маллямовой, отказ признавать нового директора, коллективная голодовка, палаточный лагерь протеста, угрозы, шантаж, шум на всю страну. В итоге школу удалось отстоять. Сейчас она преобразована в кадетскую школу МЧС. Маллямова сохранила должность директора.

Сергей Дориченко

Преподаватель математики 179-й и 57-й школ (Москва)

Сергей — один из продолжателей математического олимпиадного движения, которое уходит корнями еще в 30-е годы и в котором Россия до сих пор входит в число стран-лидеров. Он возглавляет центральное жюри международного математического «Турнира городов» — одной из крупнейших математических олимпиад. Кроме того, он главред журнала «Квантик», завотделом математики журнала «Квант» и секретарь Всемирной федерации национальных математических соревнований (WFNMC). Занятия одного из его кружков переведены на английский и изданы в виде книги.

Андрей Милехин

Проректор по внеучебной и социальной работе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)

«Это хорошая кандидатура для вашей десятки. Почему хорошая? Потому что у него отличное чувство юмора — это важно для педагога. Он способен к диалогу, образован, талантлив. И если бы была возможность, я однозначно взял бы Милехина на работу», — признается Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» (практически бессменный участник рейтинга «Авторитеты России»).

Павел Карпов

Директор школы № 261 (Москва)

«Он ушел из Министерства образования, чтобы работать в школе. Когда он пришел в 261-ю школу, она была в печальном состоянии — полупустая…Через три года его работы школа считается одной из лучших в Москве, в первый класс к нему выстраивается очередь», — рассказывает о Павле Карпове один из самых авторитетных российских педагогов Ефим Рачевский. Фигура Карпова не так уж однозначна. Его обвиняют и в излишнем самолюбовании, и в чрезмерной готовности потакать воле образовательных чиновников. Но факт остается фактом: буквально за несколько лет его школа из унылой районки превратилась в яркое учебное заведение. В этом «РР» мог убедиться лично: один из наших журналистов в виде эксперимента проработал в этой школе полтора года («Учебный год: коррида», «РР» № 34, 29 августа 2012 года).

Владимир Погодин

Директор гимназии № 1566 (Москва)

Наверное, это самый демократичный, раскованный и жизнерадостный директор школы, лишенный пафоса и педагогической суровости. Он способен запускать самолетики с пятиклассниками и при этом решать сложные бюрократические задачи. «Редкий в наше время пример — самолюбование отсутствует как класс. Решения в школе он принимает, в обязательном порядке советуясь с родителями», — рассказывает Александр Серкин, преподаватель МГПУ.

Александр Кондрашев

Учитель истории школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» (Москва)

Александр — представитель той части учительского сообщества, которая регулярно протестует против реформы образования и науки, — для бюджетника позиция весьма рискованная. «Он член совета нашего профсоюза, был основным организатором акции “День защиты учителя”, которая проходила 1 сентября 2013 года», — объясняет Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель» («Авторитеты России», 2012).

Екатерина Сибирцева

Директор гимназии № 9 (Екатеринбург)

«Девятка» — это старейшая гимназия города, она входит в десятку лучших школ России по результатам Всероссийских олимпиад школьников. «Школой управляет Екатерина Сибирцева (она была моим учителем физики) — прекрасный педагог и человек… “Девятка” продолжает оставаться главной школой Екатеринбурга, несмотря на наличие сильных конкурентов (гимназий № 2, 13, 70, СУНЦ и многих других достойных школ)», — пишет Дмитрий Козелев, блогер екатеринбургского портала It’s my city и выпускник гимназии.

Ссылка на материал