Вся психология в одном университете

Юрий БАУСОВ. О V Московском съезде общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами «Культура +». Социальный портал "Я Человек"

СМИ о нас

Завершился V Московский съезд общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами «Культура +». Более 100 организаций приняли участие в обсуждении социокультурной реабилитации молодежи с ограничениями по здоровью. Юрий Николаевич Баусов, помощник ректора МГППУ, кандидат философских наук, член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ поделился с порталом «Я-Человек» впечатлениями о работе съезда.

– Юрий Николаевич, съезд «Культура +» завершен. Каковы ваши впечатления?

– Для того, чтобы ответить, хотел бы задать вам встречный вопрос. Скажите пожалуйста, где вы сегодня были и как это называется? Правильно, пятый Московский съезд общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами. А теперь обратите внимание на последние два слова и на то, кто сегодня выступал. Вы можете найти молодых инвалидов среди выступающих? Нет. Вот один из ответов на ваш вопрос. Я считаю это той ситуацией, которая должна трансформироваться.

Съезд проводится для организаций, работающих с молодыми инвалидами, но, к сожалению, выступают взрослые люди, которые рассуждают о проблемах молодежи. Было бы лучше, если выступлений стало меньше, но выступали бы сами молодые люди. Это совсем другой взгляд на проблемы, совершенно иная транскрипция того, что происходит. Простой пример: сегодня не предоставили слово девушке, работающей в области молодежной моды. Высказался модератор стола и другие взрослые люди, а на ее выступление почему-то не хватило времени.

– Каким образом это отражается на работе съезда в целом?

– Сегодня здесь было много молодых ребят, но к сожалению, им не предоставили возможности реализоваться как участникам съезда. Проблема в том, что после его завершения необходимо претворять принятые программы в жизнь. А люди ушли отсюда некоторым образом неудовлетворенными, и в будущем у них может потеряться мотивация вновь принимать участие в мероприятии. Да, они будут работать, будут вести те или иные интересные программы, но поскольку отношение к ним на съезде не проявилось должным образом, они могут отвернуться. Думаю, эта неудовлетворенность отчасти будет отражена в сети Интернет, хотя, возможно, я ошибаюсь. Но мне кажется, что акцент, который в настоящее время перенесен с молодых ребят на взрослых, не совсем правильный.

– Принятие резолюции съезда на некоторое время отложено. Как вы считаете, это положительный момент?

– Я думаю, это хорошо. Итоговая резолюция всегда готовится неким сообществом, как правило небольшим. Уверен, все будет изложено грамотно, а то, что она отложена, даст людям возможность по-другому посмотреть на ту или иную ситуацию и предложить свою точку зрения. В любом случае, через некоторое время резолюция будет выложена на сайте организаторов, и все получат возможность посмотреть, оценить, сравнить и сделать свои выводы.

– Какова дальнейшая судьба резолюции? Съезд завершился, люди высказались, поделились идеями, приняли решения, подвели итоги. Что будет дальше?

– Во-первых, все будет зависеть от того, насколько молодые ребята захотят включиться в дальнейшую работу. Это основная составляющая. Во-вторых, и сегодня это уже прозвучало неоднократно, на съезде не присутствовали высокопоставленные чиновники, которые так или иначе уполномочены формировать политику города в отношении молодых инвалидов. Сегодня, когда Департамент семейной и молодежной политики, увы, канул в вечность, она не просматривается должным образом и лежит в разных секторах: где-то Департамент образования, где-то социальной защиты, где-то – Департамент спорта. Но целостного не получается, а мозаика вряд ли будет работать. Поэтому я считаю заслуживающим внимания предложение, которое сегодня прозвучало на съезде: создать координационный совет, который будет не в структуре департаментов, а неким самостоятельным звеном, формирующим общий подход к решению проблем.

– Речь идет об органе, регулирующем некоторые направления работы департаментов?

– Он должен стать не регулирующим, но вспомогательным органом, который координировал бы отдельные направления работы департаментов и подсказывал правильные решения в различных областях.

– Если данная структура будет создана, какие положительные моменты вы бы отметили?

– Я думаю, что такого рода совет был бы актуален и важен, потому что стал некоторым органом, который позволил принуждать. К сожалению, именно принуждать. Он заставил бы департаменты обращать внимание на работу, которая ведется в соседних областях. Суть нашего законодательства такова, что каждый департамент или ведомство имеет свой бюджет и не может выходить за рамки. Координационный совет мог бы стать неким вспомогательным органом и давать советы по распределению части бюджета. Например, департамент соцзащиты так или иначе помогает студентам. Но у него нет статьи, чтобы финансировать образовательную составляющую. А у департамента образования, в свою очередь, нет статьи, чтобы компенсировать момент социализации. Поэтому координационный совет должен стать структурой, которая позволила бы комплексно решать возникающие проблемы.

– Скажите, в настоящее время в России уже работают такие советы?

– В принципе, да. Есть совет по делам инвалидов в Приморье и есть аналогичный совет «18+», созданный при Департаменте социальной защиты. В его состав входят как взрослые люди, так и молодые ребята. И когда этот совет работает, руководство департамента так или иначе вынуждено обращать на него внимание и корректировать свои действия согласно поступившим предложениям. А поскольку в совет входят активные и энергичные люди, то обычно они достаточно настойчивы. Конечно, проходят не все предложенные инициативы, но нельзя не отметить, что многие идеи получают путевку в жизнь.

– На каком уровне должен работать координационный совет – федеральном или городском?

– Поскольку я являюсь членом Общественной Палаты Российской Федерации, сразу могу отметить – ни в коем случае не на федеральном. На этом уровне иная ситуация и много своей специфики. Это именно городская структура, потому что ее работа будет затрагивать огромное количество вопросов, решение которых должно происходить на локальном уровне.

– Юрий Николаевич, какие проблемы молодых инвалидов вы бы отметили как наиболее актуальные?

– Главная проблема в том, что необходимо найти реальные рычаги в реальной ситуации. Мы не сказочники, чтобы моментально изменить ситуацию по мановению волшебной палочки. Это серьезный, кропотливый труд и огромное количество острых вопросов, требующих решения. К сожалению, мы хотим быстро, но не получается... Надо жить здесь, надо жить сейчас, а иначе мы просто ничего не добьемся.

Могу сказать, что я приехал сюда в 1983 году, на коляске. Поступил в университет, около девяти лет жил в общежитии. Ездил на метро и любом транспорте, ходил в музеи и театры, садился на электричку и осматривал достопримечательности Подмосковья, посещал другие города... У меня такая натура. Я даже не думал о том, что надо бы что-то изменить. И когда мне предложили поучаствовать в создании первого общества инвалидов, я отнесся к этому довольно скептически и спросил – ребята, а зачем это нужно?

Но когда вместе с ними начал заниматься делом, то понял, что был неправ. Нас окружает много людей, которые имеют совершенно разные черты характера, но почему человек с инвалидностью должен преодолевать трудности и пробивать какие-то стены? Я для себя это принял и стал стараться каким-то образом помогать. К сожалению, данный процесс очень долгий. Да, сегодня уже есть низкопольные автобусы, возводится специализированное жилье, создается служба, которая будет сопровождать инвалидов по метрополитену, но в любом случае остается множество проблем, на решение которых потребуется немало времени.

– И в заключение, позвольте задать традиционный для портала вопрос. Кто для вас человек и какими главными качествами он должен обладать?

– Человек должен обладать человеческими качествами. Они самые разноплановые. У женщин свой набор, у мужчин – свой. Эти качества должны пересекаться и дополнять друг друга. Трудно определить человека, как некое изобретение природы, способное ответить на все вопросы. Знаете, есть люди космонавты, люди героических профессий... А есть и лентяй, который ничего не хочет. Но он ужасно обаятельный и как я могу сказать, что этот человек плохой? Я доволен, что с ним знаком! С огромным удовольствием смотрю телевизионную передачу «Играй, гармонь» и наслаждаюсь теми людьми, которые в обычной жизни под гнетом повседневности почти не видны. Но я очень счастлив, что они есть.

Шипилов Тимофей

Ссылка на материал