Вся психология в одном университете

Юрий ЗАБРОДИН. "Профессиональный стандарт педагога – механизм для повышения качества труда учителя или очередная профанация". Журнал "Политическое образование"

СМИ о нас

Понедельник, 27.01.2014 - 09:27

Обсуждая проблемы российского образования, нельзя обойти вниманием очередные инициативы министерства образования и науки РФ, касающиеся подготовки педагогических кадров. В конце декабря глава ведомства Дмитрий Ливанов сообщил о том, что специалистами министерства разработан стандарт профессиональной деятельности педагога. «Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года, - отметил Ливанов. - Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя». Министр уточнил, что стандарт уже прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции.

Мы решили посмотреть, что же это за документ, впервые появившийся у наших учителей. Сначала содержание. Внимательно прочитав стандарт (достаточно пространный, кстати), мы обнаружили, что он предусматривает неправомерно высокие требования к сегодняшнему (обращаем внимание на этот факт) педагогу. Это и обязательное знание любым учителем хотя бы одного иностранного языка, чтобы вместе с учениками уметь пользоваться иноязычными источниками информации, свободное владение компьютером, чтобы иметь возможность проводить видеоконференции, вести дистанционные видео-уроки, общаться в соцсетях, и, наконец, умение работать с различными категориями учеников – с одаренными, с теми, которые занимаются по инклюзивным программам (совместное обучение здоровых детей и с особенностями развития), с теми, для которых русский язык не является родным, с теми, которые считаются социально запущенными детьми и пр. Последнее требование подразумевает знание практической психологии, владение на высоком уровне приемами психодиагностики, а также хорошими навыками методической работы для составления индивидуальных программ для конкретного ученика. Стандарт дополнен расширенным списком ИКТ-компетентностей и психолого-педагогическими требованиями к квалификации. Отдельно выписаны требования к учителям русского языка, которые – внимание! – обязаны будут «вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры», и математики и информатики, которые, в свою очередь, должны будут оказывать «содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания». И это только отдельные требования среди многих прочих.

Теперь о форме, т.е. о языке, на котором написан профстандарт, напомним между прочим, учителей, которые по определению отличаются грамотностью. Цитируем. Предполагается, что учитель русского умеет «осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод», что в переводе с чиновничьего на русский означает, что он печатает на машинке или клавиатуре ПК. Еще он умеет определять «вместе с учащимся, его родителями предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития». Перевод может быть свободным. В свою очередь, математик обязан «обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс», что означает всего лишь организовать «понимание учениками формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения». Еще несколько «перлов» дословно и без комментариев. «Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации»; «Знать представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений»; «Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства». И напоследок ряд однородных членов, в который «для обсуждения с обучающимися» на равных включены «образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы(!)». Как так?

И, наконец, о главном – зачем нужен стандарт и как он будет реализовываться на практике. Профстандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Именно так кратко звучит ответ на вопрос, «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога», сформулированный в документе.

Другими словами, стандарт будет использоваться при отборе кадров на работу в школу, при аттестации учителей и оценке их работы. Но, как совершенно справедливо отмечают критики проекта, по всей стране едва ли наберется даже несколько процентов учителей, отвечающих требованиям, прописанным в нем. Они утверждают, что для достижения целей, которые Минобрнауки заложило в документ, необходимо, чтобы в стране сменилось несколько поколений учителей.

Да и то, при условии, что новые поколения учителей будут учить по-новому. А пока же… Как считает Юрий Забродин, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, член рабочей группы Общественного совета по разработке профессионального стандарта педагогической деятельности, «Настоящую проблему я вижу… в том, что в педвузах не учат тем компетенциям, которые прописаны в профессиональном стандарте. Поэтому его введение потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов – в части усиления психолого-педагогических, этических, правовых аспектов, ориентации на повседневную школьную практику».

Между тем Минобрнауки 14 января 2014 года представило проект Концепции поддержки развития педагогического образования, предусматривающую реформу системы педагогических вузов, которая предполагает сокращение срока базового обучения учителя с нынешних пяти лет до четырех, а также уменьшение теоретических курсов в пользу практики в школах. Как можно в таких условиях подготовить настоящих профессионалов, вопрос риторический. А ведь высшее образование в соответствии с новым стандартом становится обязательным для школьного учителя.

Сегодня же ситуация с кадрами в школе такова, что конкурс на замещение учительских вакансий есть только в Москве, в регионах учителей не хватает. Так как зарплата там в несколько раз меньше, чем в столице, педагогам приходиться работать на 1,5–2 ставки, устраиваться по совместительству в другие школы. Как при такой загруженности они смогут соответствовать новым требованиям? А если еще учесть тот факт, что средний возраст российского учителя довольно солидный, то проблема становится почти не решаемой. И никакие курсы переподготовки не спасут положения.

Даже если, как утверждают создатели профстандарта, разработан механизм его применения, включающий процедуру «внутреннего аудита» через «анализ планов и отчетов, посещение проводимых учителем уроков», а также опросы «потребителей услуг» – читай, учеников и их родителей – зная нашу всеобщую «забюрократизированность», можно смело предположить, что документ работать просто не будет. А будет обычная профанация – сертификаты выдаются, а хороших учителей как были единицы, так и останутся. И не благодаря, а вопреки.

Марина Петрова

кандидат психологических наук, доцент

Ссылка на материал