Вся психология в одном университете

Лев КУЛАКОВ. "Власти займутся каждым школьным психологом-«троечником»". Газета "Известия"

СМИ о нас

Для специалистов, проваливших дополнительную аттестацию, разработают индивидуальную программу повышения квалификации

Власти займутся каждым школьным психологом-«троечником»

Московский городской психолого-педагогический университет уже приступил к разработке системы дополнительной аттестации педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях Москвы и психологических службах в системе образования столицы. Об этом «Известиям» сообщил пресс-секретарь МГППУ Лев Кулаков. С педагогами, которые не смогут подтвердить свою квалификацию, будут дополнительно заниматься по персональной программе. Поручение провести дополнительную аттестацию дал мэр Москвы Сергей Собянин после трагедии, случившейся в городской школе № 263, когда ученик 10 «а» Сергей Гордеев застрелил на уроке учителя географии Андрея Кириллова и полицейского Сергея Бушуева. 

Как рассказал Кулаков, цель аттестации — «выявить недостатки в квалификации и компетенциях педагогов-психологов, после чего будут созданы индивидуальные для каждого участника программы повышения квалификации». Все эти меры позволят значительно улучшить качество оказания психологических услуг учащимся и их семьям, добавил он. 

— Юридический формат и сроки такой аттестации сейчас прорабатываются, но не исключаю, что это будет аттестация на соответствие занимаемой должности, — сказал Кулаков. — Всё это сейчас обсуждается с департаментом образования города Москвы с упором на профессиональный стандарт педагога, который будет применяться с 1 января 2015 года.

Он также отметил, что сегодня часто квалификация школьных психологов не соответствует уровню проблем, которые они должны решать. 

— На базе Центрального административного округа столицы по инициативе Ольги Голодец наш университет совместно с московским департаментом образования осуществил пилотный проект «Комплексная модернизация психологической службы в системе образования». В ходе проекта, продолжавшегося два года и закончившегося в 2013-м, выяснилось, что до 40% школьных психологов нуждаются в повышении квалификации и только 25% участников «пилота» смогли пройти аттестацию, — отметил он.

По мнению пресс-секретаря МГППУ, для улучшения системы подготовки школьных психологов необходимо выработать и внедрить стандарты их деятельности, разработать систему оценки их компетентности. 

— Надо создавать современные психологические службы в школах, нужно привлекать туда клинических психологов, юридических психологов, которые знают, как работать с учениками, попавшими в те или иные криминальные ситуации. Кроме того, в образовательные учреждения должны прийти специалисты из подростковых центров, которые умеют грамотно и эффективно работать с так называемыми трудными детьми, — перечислил Кулаков.

Срок прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности — не больше двух месяцев. При этом сама процедура, по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, заключается в «просмотре и заполнении документов, выполнении тестовых заданий, которые касаются только методической работы: как завершить то или иное мероприятие, к кому обращаться в той или иной ситуации». 

Эксперт также полагает, что МГППУ будет сложно организовать дополнительную аттестацию школьных психологов, которых в столице насчитывается порядка 2 тыс. человек. 

— Обязательно надо привлекать специалистов из других педагогических вузов, Российской академии образования, РАН, — считает Комков.

Он также добавил, что на должность школьного психолога сейчас нередко берут людей с высшим педагогическим, а не психологическим образованием. По его словам, столичной системе образования стоит учесть европейский опыт, где нет четкого распределения по тому, сколько психологов должно числиться в штате школы. 

— Муниципальные власти смотрят, какая общая обстановка в районе, исходя из этого вводят должность психолога в школе и варьируют их количество, — пояснил Комков. — Причем психологи не сидят в своих кабинетах, а совмещают работу с преподаванием развивающих предметов: спорта, музыки, рисования.

В свою очередь, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский считает, что необходимо ввести дополнительное обучение учителей азам психологии, поскольку с учителями дети проводят куда больше времени, чем с психологами.

Ссылка на материал