Вся психология в одном университете

Татьяна ГАВРИЛОВА. «Синдром ДВР» или зачем верующему психолог?" Портал "Приходы"

СМИ о нас

Обходят ли православную семью проблемы человеческих отношений? Очевидно, что нет. А может ли в этих проблемах помочь психолог, как совместить современные наработки в этой сфере с христианской антропологией и педагогикой? Представить спектр мнений по этим вопросам помогли Мждународные Рождественские чтения, прошедшие в Москве. В рамках секции «Психологическая помощь православной семье», работу которой возглавил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, психологи-практики обсудили актуальные вопросы семейных отношений, воспитания детей, решения межличностных конфликтов, поделились авторскими подходами к решению проблем. 

Любовь как системообразующий элемент

По мнению Ирины Николаевны Мошковой, руководителя психологической службы «Семейное благо», консультанту-психологу необходимо иметь индивидуальный подход к каждому, работая в паре «специалист – клиент». А вот основным методом работы с клиентами другого докладчика, Николая Николаевича Лепехина, является системный подход, то есть работа со всеми членами семьи, понимание семьи как целостной системы.

«Опорой в работе психолога-консультанта является святоотеческая антропология», − отмечает Николай Николаевич. В своем выступлении он выделяет важность осознания каждым супругом центральной роли семьи, необходимость гетерохронности личного и семейного развития, чтобы одно не выдвигалось вперед другого. «Системообразующим фактором служит любовь, − говорит он, и сразу задается вопросом, - Но что это такое? Что в основе? Есть четыре вида любви. Из них высшая – агапэ. Вот к чему надо стремиться. Но чтобы до этого дойти, нужно пройти через все остальные стадии и не попасть в ловушки страсти, охлаждения чувств, одиночества и другие».

Единое целое и самостоятельные личности

О том, каким способом нужно готовить молодежь к браку, в своем докладе  красноречиво рассказал архимандрит Иоасаф (Перетятько), первый заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви, православный психолог. Он рассмотрел два способа: создание «молодежек» как места неформального общения ребят и социальную деятельность как возможность узнать истинное лицо друг друга, проявляя взаимопомощь.

Отец Иоасаф отметил: «Первые наши молодежки создавались в 2002 году. Созданные тогда семьи уже прошли этапы первых кризисов. Так вот, те семьи, которые создавались путем знакомства через совместное участие в социальной деятельности, показывают большую устойчивость к преодолению кризиса. Сейчас ключевая проблема в том, что современные молодые супруги − из малодетных семей, а значит, в основе отношений нередко лежит потребительский подход. И единственным способом воспитания жертвенности по отношению к людям в настоящее время служит социальная деятельность.  Путем служения ближним молодые люди учатся жертвенности, у них происходит трансформация ценностных ориентиров».

Не обошел священнослужитель стороной и проблему отчужденности в семье: «Когда человек «заточен» в рамки семьи, многое из желаемого им теряет свою значимость. Однако следует помнить, что каждый из супругов − прежде всего, личность. Нельзя растворять, размывать это понятие. Да, вы – одно целое. Но если манипулировать этим, то расплывается самоидентификация личности, происходит «потеря себя». И естественное следствие этого − человек хочет отделиться. А ведь только задумайтесь, это состояние видят наши дети…»

Отец Иоасаф отметил, что на Украине при Синодальном отделе по делам молодежи работает психологический центр для решения различных вопросов: «Без психологической помощи трудно эффективно работать, молодежь быстро выгорает».

Владыка Игнатий дополнил выступление словами о необходимости поддержки ближних не назидая, а проявляя искренний интерес и участие в их жизни: «Ведь приходит, допустим, новоначальный человек в «молодежку», и окружение сразу пытается ему «помочь» примерно следующим образом: вот тебе молитвы, утреннее и вечернее правило, читай, постись, молись, кайся. Первое испытание на прочность. А ведь человек только нравственно пробуждается, ему надо «вырасти» до всех сторон обрядовой жизни. И так во всем, будь то богослужение, семейная жизнь, или что иное. Необходимо дать возможность каждому человеку самому открывать для себя красоту Божьего мира».

Смешение ролей

Кто виноват в инфантильности мужчин и феминизме женщин – явлениях, которые все чаще встречаются в нашей жизни? Профессор кафедры детской и семейной психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета Татьяна Павловна Гаврилова отметила, что сегодня остро  стоит проблема ролей: что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной?

Перед христианскими психологами и терапевтами стоит огромный вопрос, как соотнести антропологию и психологию. «Важно и необходимо понимание биологических ролей. Различия между мужчиной и женщиной колоссальны, вплоть до различного расположения сосудов! Даже в Писании сказано, что мужчина и женщина – разноприродные существа. И не стоит пытаться друг друга понимать со своей позиции», − подчеркнула она.

Рассматривать же современный кризис феминности и маскулинности, проблемы нехватки женских качеств у женщин и мужских – у мужчин, психолог посоветовала в контексте истории: «Кто виноват в нарушении и неопределенности ролей? Никто не виноват! Культурно-историческое наследие формирует нас с вами. В советское время было провозглашено, что каждая кухарка способна управлять государством. В годы Великой Отечественной войны женщина оставалась в семье и за кормильца, и за мать, и воспитывала детей, как могла. Преобладающим за это время стал тип маскулинных женщин. Что с этим делать? Помочь женщине понять свое настоящее призвание – созидание любви». По ее мнению, не надо бороться с последствиями истории − необходимо менять отношение к сложившейся ситуации: «Женщина дома должна быть образцом заботы, верности и кротости, но почему бы при этом ей не оставаться, например, директором школы?»

На пороге смерти

Отдельная и очень сложная тема − психологическая помощь умирающим и членам их семей. Андрей Владимирович Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, основатель первого хосписа в России, поделился с присутствующими своими наработками. Он отметил, что под болью большинство людей понимают нечто негативное, однако она бывает и позитивной. Боль вызывает желание помощи. Как основатель первого хосписа, человек, работающий с умирающими людьми, Андрей Владимирович рассказал аудитории множество примеров о том, какое огромное желание жизни просыпается у пациентов, как искренне люди хотят оставить после себя что-то доброе.

Врачу довелось общаться и с людьми, пережившими клиническую смерть. Опыт его работы в хосписе составляет более 20 лет, и вот что он отметил: «Каждый человек обязательно встречается с Богом! Просто у каждого своё время».

Доктор рассказал, что при создании первого хосписа в России четко понимал: это учреждение должно стать домом для пациентов. В основу своих суждений он еще много лет назад закладывал евангельский сюжет, когда Спаситель перед Голгофой в Гефсиманском саду просил апостолов побыть с ним (см. Мф. 26. 38). «Если Господь просил, то тем более человеку крайне необходима такая поддержка», − считает Андрей Владимирович.

По его свидетельству, пациенты, находящиеся в хосписе, обречены на смерть, но отношение к ней у этих людей более осмысленное: «Они постигают тайну жизни. Однако работать с такими людьми тяжело, ведь они закрываются, уходят в себя. Я нашел несколько способов помощи: вхождение в контакт с пациентом через сказкотерапию (лечение куклами) и колокольный звон. Куклы – не игрушки, это образ первого друга в детстве. Завершая жизнь, человек возвращается к психологическому состоянию ребенка. Кукла дает возможность близкого контакта, неформального общения. Происходит перенос больным восприятия человека с образа на куклу. Удивительная возможность вхождения в мир больного. Колокольный звон – сигнальный элемент, в нем заложен сакральный смысл. В этих методиках главное – освобождение от отрицательных эмоций».

Отцы и дети

Говоря о психологических проблемах, нельзя обойти молчанием тему воспитания детей и отношений между поколениями. Какие проблемы могут поджидать семьи, где родители верующие? Анастасия Игоревна Бондарчук, практикующий семейный психотерапевт и один из авторов информационного портала «Православие в Украине», рассказала, что для всех семей − и верующих, и неверующих − отношения должны быть построены по единым нерушимым законам, правилам и нормам. А вот по своим проблемам такие семьи различаются: в случае неверующих обычно нарушена иерархия отношений, а у верующих нередко встречается чрезмерная строгость, кроме того, не придается значение возможности ребенка усваивать те или иные правила в соответствии с его возрастными особенностями.

Она рассказала о важности своевременного выявления проблем, ведь чаще люди обращаются с жалобами, когда случай уже запущенный. «Важно дать побыть немощным для того, чтобы понять, что тревожит человека. – считает Анастасия Игоревна. − Далее необходимо направлять человека к себе, к поиску личного ресурса».

Иерей Петр Коломейцев − психолог, декан психологического факультета Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова − заявил, что существуют серьезные проблемы в воспитании детей в верующих семьях, шуточно называемые «синдромом ДВР». «Проблемы вокруг детей верующих родителей ярко выражены, и в дальнейшем мы будем иметь с ними дело всё чаще. У нас действительно произошёл очень резкий количественный рост верующих. И протестное поведение детей, выросших в семьях церковных родителей, стимулируется именно проблемами родителей, не изживших своё неофитство», − отметил отец Петр.

Анна Банникова

Ссылка на материал