Дмитрий ЛУБОВСКИЙ. "Директор школы обматерила ученика и удивилась: «А что тут такого?»". Газета "Комсомольская правда"
СМИ о нас
Ксения КОНЮХОВА (10 Февраля, 01:00)
В редакцию «КП» прислали запись «воспитательной» беседы учителя со школьниками
После того как отличник Сергей Гордеев застрелил своего учителя, многие задумались: а что вообще в нашей школе происходит? И тут к нам в редакцию прислала письмо Светлана П., мама ученика столичной школы № 1351. В него была вложена аудиозапись, которую сделал ее сын во время визита в кабинет директора.
«Ты совсем о...ел! По-другому не назвать, - возмущается женский голос. - Ты мне что сказал в восьмом классе? «Наталья Ивановна, я изменился!» На кой черт вы сюда идете? Вы не учитесь ни х...!»
Наталья Ивановна, на секундочку, - это директор 1351-й школы Наталья Ивановна Погорелова. Интересно, это случайное совпадение, что она оказалась несдержанной на язык, а школьники включили диктофон? Или все же ребята знали, какой реакции ждать, поэтому и запаслись доказательствами?
Ответная реакция
С точки зрения логики педагогам стоило бы прикусить языки после такого промаха. Однако в школе решили пойти другим путем. И... отстранили от занятий ученика, посмевшего на телефоне нажать кнопку «Запись».
- Сын учится в девятом классе, - рассказывает Светлана. - Он спортсмен. Да, у него не все гладко с учебой и с поведением бывают проблемы. И вот в январе Антон с одноклассником опять набедокурили и вывели из себя учителя математики. Меня вызвали на педсовет, и директор устроила мне публичную порку. В какой-то момент я не выдержала и рассказала им об аудиозаписи. А они даже не смутились. «Слышали бы вы, как ваши дети на переменах разговаривают!» - говорят...
Включил диктофон - вон из школы
На следующий после родительского собрания день девятиклассника не пустили в школу.
- Антон снимал куртку в раздевалке, - рассказывает родительница. - И тут к нему подходит завуч: «А разве мама тебе не сказала? Ты здесь больше не учишься!»
Ну просто поразительная оперативность!
- В итоге Антон сидел дома три недели, - подытоживает Светлана. - Я обратилась в окружное управление образования, на директора наложили дисциплинарное взыскание. В результате нам только неделю назад позвонили из школы и спросили: что это Антон не приходит?
Я позвонила директору 1351-й школы, чтобы попытаться понять, как может педагог с учениками разговаривать матом.
- А в чем проблема у мамы? - удивилась Наталья Ивановна.
- Проблема не у мамы, - терпеливо объяснила я. - А у человека, который матерится на аудиозаписи. Судя по всему, это вы. Мама говорит, что ее сына отчислили после того, как она показала вам запись.
- Ну, отчислять из школы мы никого не отчисляем. Никогда!
- А что насчет записи?
- Ну вы сами все понимаете прекрасно. Такое не допускается. И запись в школе производить, конечно, некорректно. А подделать всевозможные записи - это может любой.
- Вы утверждаете, что запись - подделка?
- Я ничего не утверждаю. Я считаю, что это просто некорректно, - вздыхает директор.
- Что именно некорректно? Материться, или подделывать записи, или записывать на диктофон?
- Все некорректно. Вы же сами все понимаете.
- Нет, я не понимаю...
- Некорректно обвинять в этом, - окончательно путается Наталья Ивановна. - Ну вы поймите, все сотрудники школы, в том числе и я, обучены тому, что мы обязаны разговаривать вежливо и культурно.
- Но по записи можно судить, что это правило нарушается.
- По записи можно судить как угодно...
Промежуточный итог этой истории такой: Антон в середине учебного года перешел в другую школу. А директор как раз в день подписания этого материала в печать была отстранена от работы. Ее судьбу решает окружное управление образования.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Педагоги не хотят работать со школьными психологами
Дмитрий ЛУБОВСКИЙ, кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета:
- У педагогов случается профессиональная деформация личности - хроническое негативное состояние. Это называется эмоциональное выгорание. Оно - результат ухудшающегося контроля над собой.
При этом современные учителя гораздо больше завалены компьютерной и бумажной работой, чем их коллеги 5 - 10 лет назад. Для многих педагогов это большая дополнительная ответственность, причем не связанная напрямую с их профессиональным долгом.
Чтобы «вылечить» эмоциональное выгорание, во-первых, надо избавиться от такой нагрузки. Во-вторых, необходима работа психологов по профилактике такого состояния. Это сложно. Психологу проще работать с учениками. У многих педагогов скептическое отношение к психологам. И еще они не решаются обратиться за помощью к специалисту, понимая, какие пересуды потом начнутся у них за спиной.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Учитель, фильтруй базар!
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
Есть вещи, которые даже не обсуждаются. Вот не может директор школы общаться на русском матерном. Что бы ни было - не может. Не имеет права. Даже если он думает, что народный сленг более доходчив для ребенка. Даже если он не спал десять дней и замучен десятками проверок.
Грузчик в подворотне может (хотя мне бы хотелось, чтобы и это мое допущение со временем оказалось ошибочным).
Поэтому-то так удивил нас диалог с директором, в котором она пыталась доказать, что школьник, тайком нажавший кнопку диктофона, поступил более непорядочно, чем учитель, перешедший на площадную брань.
Когда материал был готов к печати, нам снова позвонила мама Антона Светлана и попросила как-то «помягче» написать про директора. Мол, ее уже наказали и ей Наталью Ивановну жалко.
Вопрос «Вы бы хотели, чтобы так разговаривали с другими учениками?» поставил маму в тупик.
В общем, мы не будем «смягчать» текст. Такого рода воспитатель не может работать директором. А достоин ли он вообще быть учителем - пусть решают коллеги педагога.
Я сейчас больше размышляю вот о чем: а как разговаривали учителя в школе, где директор общается матом?