Вся психология в одном университете

Научная дискуссия на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании»

Новость

16 марта в 18.00 в Городском ресурсном Центре по развитию интегрированного (инклюзивного) образования (по адресу: ул. Щепкина, дом 24а, кабинет 115, в помещении общеобразовательной школы №268) состоялась научная дискуссия на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании».

Ведущие:

  •     Т.М. Ковалева - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации России;
  •     И.В. Карпенкова – кандидат социологических наук, методист Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) «Тверской», тьютор, автор методического пособия «Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы».


В первой части дискуссии Т.М. Ковалева обозначила проблематику тьюторства методологически и на принципиальных схемах; разграничила принципы индивидуального подхода и индивидуализации. Тьютор работает непосредственно с человеком: понимание потенциала, на который можно опереться (первый такт работы), перевод этого потенциала в ресурс (второй такт), далее в образовательную программу. Тьютор работает в трех пространствах — информационном, социальном и антропологическом — и пользуется тремя разными видами средств, адекватных этим пространствам. Т.М. Ковалева определила тьюторство как особый педагогический способ работы, который сопровождает выход самого ребенка на индивидуальную образовательную программу, и реализует тем самым индивидуализацию в образовании.
Т.М. Ковалева различила понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что взрослые подбирают в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

И.В. Карпенкова рассказала о своем опыте тьюторской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах, реализующих инклюзивную практику, что позволило поставить проблему содержания деятельности тьютора при работе с детьми возрастной нормы и детей с ОВЗ.

При такой постановке проблемы у участников научной дискуссии возник ряд вопросов и утверждений:

  •     Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования. Для такого образования введение только позиции тьютора является явно недостаточным – нужна новая организация всего образовательного процесса – он должен быть организован, как процесс предоставления ребенку разных образовательных возможностей и организация выбора ребенком из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения – взрослый становится для ребенка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения. Назвать такого взрослого можно и учителем и тьютором - в любом случае это требует иного профессионализма от педагога, чем тот, который есть сейчас.
  •     Соответствует ли такому подходу к образованию классно-урочная система? Возможно ли вводить в классно-урочную систему, предполагающую обучение всех детей по единому плану, тьютора, или своими индивидуализирующими технологиями он ее разрушает?
  •     Индивидуализирующие технологии, в том числе, предполагают развитие рефлексивных умений у ребенка. Возможно ли использование этих технологий для детей с ОВЗ со сниженным интеллектом?
  •     Инклюзивный подход – это тоже новый подход в образовании, который ориентирован на ценность различия всех детей. Инклюзия предполагает как индивидуальный подход, так и применение технологий индивидуализации с учетом тех возможностей, которые есть у разных детей.
  •     Процесс сопровождения детей с ОВЗ в образовании предполагает целый комплекс действий – от помощи ребенку в передвижении и самообслуживании до действительно индивидуализирующих технологий.


Городской ресурсный центр
по развитию интегрированного
(инклюзивного) образования
(при МГППУ)