Вся психология в одном университете

Елена ШЕИНА. "Настоящие мастера кукол должны мыслить как дети". Газета "Вечерняя Москва"

СМИ о нас

23:06 17 апреля 2014

ЗАХАР АРТЕМЬЕВ

Лицо младенца искривилось в беззвучном плаче, ручки тянутся ко мне, он прикрыт только клочком ткани. Так и хочется прижать к себе малыша...

— Аккуратней, кукла хрупкая, — улыбается художница Алина Кузнецова. — Это наша Галла. Посмотрите, все куколки исполнены филигранно, из пластика и папье-маше.

— Сколько стоит это чудо? — спрашиваю, отдергивая пальцы. Гляжу на куклу и не перестаю содрогаться — младенец выглядит как живой.

— Галлочка — 6400 рублей.

Младенцы поменьше — в пределах пяти тысяч...

Куклы здесь особенные. Как и плюшевые мишки, они же teddy bears. Они не для детей.

Не из-за цены — многие из мишек скорее напоминают крыс. Или мышей. Летучих.

— Не смотрите, что на дирижабле, мышь пешеходная, — художница Юлия Берг любовно гладит свое творение. — Просто у нас такие изобретательные мыши. Вон Клюша на дельтаплане летит.

Кроме Клюши с дельтапланом, есть и другие мыши.

А рядом — стенд с остроносыми плюшевыми крысами.

У каждой — свое имя, все одеты в свой, особенный наряд.

Людей с фотоаппаратами здесь больше, чем покупателей. Снимают, общаются с художниками и посетителями выставки.

Прицениваются, но покупают неохотно. Еще бы — цены кусаются. Каждое из рукотворных творений стоит не меньше тысячи рублей. И неудивительно: все товары хендмейд, то есть сделаны вручную, из натуральных материалов. На каждую из игрушек потрачено не меньше недели труда.

— Какой тренд? — поглаживает плюшевого кота Наталья Ворожейкина. — Основное направление — угодить людям. Кошки нравились всегда.

А сегодня почему-то эта нежность к пушистым зверям проявляется с новой силой.

Вот мы ее и культивируем. Да и сами любуемся.

— Скажите, а как вам в голову вообще приходят такие образы? Нужно специальное образование для развития креативного мышления? — Да нет, что вы! Все очень просто. Чтобы уметь мыслить как создатель, надо быть абсолютно свободными в душе, надо раскрепоститься. Надо мыслить, как ребенок, а творить, как... мастер.

Выставка в центре на Тишинке огромна, несколько тысяч квадратных метров. Сборище кукол поражает воображение. Останавливаюсь возле младенца с азиатским лицом. Объясняют — это кукла работы японского художника, который не захотел раскрывать свое авторство. Глаза у куклы живые.

Становится немного страшно. А что, если женщины предпочтут не рожать живых детей, а обнимать таких младенцев, сделанных из папьемаше?! — Да ладно, вот это ерунда!

— Людмила Васнецова, чей стенд уставлен колясками для игрушечных младенцев, искренне хохочет.

— Что это за глупости?! У меня четверо детей! И игрушки я делать начала для них. А потом стала делать их для взрослых. Сегодня игрушка — это piece of art, творение искусства, что-то сродни написанной маслом картине. Две недели труда — ерунда. Моя коллега создавала бабочку с лицом младенца.

Испортила только один штрих — и сломала творение.

Чтобы начать с нуля.

Подходить к этой художнице я не стал — слишком слабонервный. Но с Тишинки уходил в восторге. Куклы, которые ожили. Детские улыбки, которые навевают иногда грустные мысли.

Очень хочется, чтобы эти куклы увидели наши дети. И научились творить. На примере мастеров.   

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Волина, директор Московской международной выставки-ярмарки кукол:

— Зачем мы делаем куклы? Да потому, что они нам нравятся. И плюшевые мишки. Мир должен быть добрее, а добрыми нас делают дети. Или воспоминания о днях, когда мы были детьми.

Это сказка, которую каждый из нас несет в себе. Какой тренд у кукол? Поверьте, куклы всегда старомодные, каждая выдумка уже была выдумана. Главное, чтобы она была к месту именно сегодня.

Психологи рекомендуют: не давайте ребенку айпад, проверенные временем игры — лучше всего

На рынке игрушек дефицита нет. Хочешь — коня с крыльями, а хочешь — зеленого великана. Какие игрушки полезны для ребенка, а от каких малыша лучше уберечь, «ВМ» узнала у научного сотрудника Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском психолого-педагогическом университете Елены Шеиной.

— Как проводится экспертиза?

—  игрушкой работают независимо три эксперта. При необходимости проводятся исследования с детьми — в детских садах, в семьях. Мы ничего не запрещаем, только рекомендуем — экспертиза бесплатная. Обычно мы имеем дело с распространителями, но иногда обращаются и производители, которые после экспертизы могут маркировать игрушки нашим знаком «Детские психологи рекомендуют».

— Прислушиваются к советам?

— Сложно изменять уже готовую продукцию. Люди вкладывают в это средства, есть производственные особенности, и часто нет возможности что-то изменить, хотя очень хочется. Но иногда что-то меняют в лучшую сторону.

— Если посмотреть на игрушечную моду, что не так?

— Сейчас рыночные тенденции идут вразрез развитию детей.

Очень много кукол со всякими механизмами — они говорят, поют, едят. Мы называем эти игрушки «закрытыми».

У них есть своя программа, они не дают ребенку вложить собственное воображение.

Это ребенок должен наделять куклу голосом, это его задача.

— Кажется, такими игрушками родители самоутверждаются...

— Может быть. А с другой стороны, взрослым такие игрушки кажутся современными, модными, высокотехнологичными, и кажется, что такая вещь развивает. Мы считаем, что это иллюзия.

— Какие игрушки выбирают современные дети?

— К сожалению, даже у дошкольников на первое место вырывается iPad. И это плохо, если он становится основной игрушкой. Дети легко осваивают планшет, но даже у взрослых еще не совсем выработались нормы обращения с этими вещами.

Если родитель ночами напролет сидит с этой штукой, ему не хватает воли отпустить ее, то что говорить о маленьком ребенке. Понятно, что мы живем в современном мире, нельзя сказать, что ребенка нужно полностью ограждать от этих вещей. Но почему не дать и сразу сказать: «У тебя есть ровно 10 (20, 30) минут».

— Что же советуют эксперты?

— Всегда хорошо то, что проверено временем. Для малышей — кубики, конструктор.

Очень много импортных интересных игрушек. Наши производители тоже стараются. Иногда смотришь на какие-то игрушки и ахаешь. Оставаясь в русле потребностей ребенка, они придумывают необыкновенные вещи. За пять лет в Москве появилось много маленьких магазинчиков с хорошими игрушками. И это не может не радовать.    

Кукольный мир художника. Трогательная красота, чтобы сделать мир чуточку лучше

В апреле в студии сетевого вещания газеты «Вечерняя Москва» прошел круглый стол «Все о кукольном искусстве». О том, почему опытные мастера «играют в куклы», мы поговорили с нашими гостями: председателем секции художественной куклы Творческого союза художников России (ТСХР) Светланой Румянцевой и художником, куратором выставочных проектов АРТ-КУКЛА и Dollart.ru Сашей Худяковой.

СВЕТЛАНА РУМЯНЦЕВА

Художники создают кусочки красоты, детства, счастья. Когда ты с этим работаешь, то все равно погружаешься в какое-то состояние, ты закладываешь хорошие эмоции. А потом приходят люди и получают твой заряд. Наши куклы — для созерцания. Есть у нас коллекционер Сережа Романов с потрясающей коллекцией кукол c XIX до XXI века. В какой-то момент он озвучил интересную теорию: «Раньше кукол делали из фарфора, целлулоида, и они разбивались. А потом пришел пластик, и куклу стали бросать. И дети перестали ими дорожить». А вообще-то кукла — это образ человека. Ребенок, играя с небьющейся куклой (что, безусловно, удобно), привыкает не дорожить этим образом — она все равно не сломается. У него нет страха сломать или повредить вещь. А когда игрушки были хрупкими, их ценили. Отношение к игрушке всегда было бережное, а теперь нет.

САША ХУДЯКОВА

Мы не допускаем художников, которые заигрывают с темой смерти, берут потусторонние истории. Это не наш формат. Кровь, трупные пятна — однозначно нет. Мы делаем свои работы для того, чтобы сделать мир, как бы это пафосно ни звучало, немножко лучше. Чтобы люди пришли на выставку и чуть-чуть отдохнули. Помню одну прекрасную историю. На нашу выставку пришла старушка с палочкой. На следующий день еще несколько бабушек пришли. И каждый день у нас было очень много пенсионеров. Это был конец 2000-х, сложное время. Оказалось, одна из бабушек пришла на выставку, посмотрела, а потом позвала своих знакомых из Совета ветеранов. Вы бы видели, какие они оставляют трогательные отзывы. Пишут о том, что «им не хотелось дальше жить, а теперь хочется», глядя на наши работы.

МНЕНИЕ

Книжки — отдельно, игрушки — отдельно

Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «РОСМЭН»:

Совсем недавно, еще лет пять-семь назад, детское книгоиздание уверенно двигалось в направлении книжек-игрушек. Книга бесконечно усложнялась, теряя по пути даже формальные полиграфические признаки.

Книжки-подушки, книжки для ванной, книжки-погремушки, книги-пианино, книги с колесами и моторчиками, огромное количество разных говорящих, поющих и пищащих книг и так далее и тому подобное.

В какой-то момент они стали весьма существенной частью книжного рынка России, и всем профессиональным книжникам казалось, что тем и дальше будет прирастать детская книга России. Да и не только нашей страны, но и всего мира.

Однако есть у нас, у специалистов книги, один грешок — мы слишком замкнуты на себе и на своей отрасли.

В силу «особой культурной значимости книги» мы плохо умеем смотреть по сторонам.

А если сделать шаг в сторону, становится очевидным, что замечательные и удивительные книжки-игрушки — это скромная частичка громадного игрушечного рынка. (К слову сказать, он по объемам значительно превосходит весь книжный бизнес России.) На самом деле издатели создавали субституты для игрушечной отрасли. Пять лет назад рынок игрушек в России был еще достаточно молод, ненасыщен и не знал кризисов перепроизводства. Что же произошло с игрушкой в России за эти годы? Она стремительно влилась в структуру мировой индустрии детских товаров и к концу 2013 года впервые почувствовала сложности перезатоварки, свойственные зрелым рынкам. В России сократилась доля дешевой, низкокачественной китайской продукции. На смену игрушкам no-name пришли анимационные бренды и известные торговые марки. Очень серьезно расширили свою полку три мировых игрушечных гиганта — Mattel, Hasbro и Lego.

С ними пришли большие рекламные кампании с серьезными бюджетами, стандарты управления ассортиментом и западный мерчандайзинг.

Основные сегменты игрушечной отрасли (говоря сленгом специалистов) — «надувка», «песочка», «новорожденка», «конструкторы» куклы, машинки — естественно, сохранились, но предложение в них стало намного разнообразнее и изощреннее. И все стало технологичнее и дороже. Такие милые и приятные плюшевые игрушки сдали позиции и уступили часть полки развивающим игрушкам и наборам для творчества.

И вот такой бурный рост вскоре начал расставлять все на свои места — книжки-субституты начали тесниться натуральными игрушками. Что очень понятно и естественно.

И нет тут поводов для отчаяния. Книжки-игрушки, конечно, полностью не исчезнут, только станут более осмысленными, где книжка будет играть естественную функциональную роль. А еще я вижу в этом один серьезный плюс — детская книга, слегка вильнув в сторону, вновь возвращается к тому, где ее заменить нечем, — к хорошим текстам и к качественным иллюстрациям. А тут, поверьте, есть еще где развернуться.

Ссылка на материал