Вся психология в одном университете

Анна ЛИТВИНОВА. "Вызов времени: обеспечение информационной безопасности образовательной среды". Агентство национальных новостей

СМИ о нас

30.05.14 12:39

Современное российское общество все чаще сталкивается с различными вызовами и рисками, характерными для образовательной среды. О результатах исследований в контексте информационной безопасности образовательной среды столичного мегаполиса в интервью АНН рассказывает А.В.Литвинова, кандидат психологических наук, зав. лабораторией социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды (МРЦ БОС) Московского городского психолого-педагогического университета. 

-Анна Викторовна, известно, что благодаря техническим достижениям и широкому доступу к социальным сетям Интернета у школьников появились новые возможности в получении и распространении информации. Как это влияет на психологическую безопасность образовательной среды?

- Школа – это зеркало нашего общества. Об этом еще в начале прошлого века писал американский философ Джон Дьюи. То, что ребенок видит вокруг себя, является для него основным способом регуляции собственного поведения. Современное общество транслирует установку о том, что получить признание, заработать авторитет можно с помощью социальных сетей. Есть много примеров того, как с помощью различных социальных сетей люди совершали весьма благородные поступки. В тоже время, мы знаем не меньше случаев, когда эти же сети были использованы для того чтобы оскорбить, унизить или оклеветать. Надо принимать во внимание, что на современном этапе развития общества понятие «образовательная среда» выходит за рамки школьной среды. То количество информации, с которым ребенок сталкивается с первых лет своей жизни, несоизмеримо с тем, что может дать ему современная школа. И, к сожалению, образовательная среда, являясь частью социокультурной среды, порой становится незащищенной от неблагоприятных тенденций развития общества. Кроме того, за годы обучения школьники проходят два возрастных этапа, основными задачами которых являются не только и не столько получение знаний, сколько обучение взаимодействию с различными аспектами окружающего мира, которое направлено на развитие возможностей для индивидуализации и формирования социально активной личности. Для того чтобы осуществить это, необходимо учесть эти аспекты и минимизировать риски, которые могут возникнуть в образовательной среде.

-А как можно минимизировать эти риски?

-В том числе и с помощью мониторинговых исследований безопасности образовательной среды. Именно так мы можем получить информацию о рисках и угрозах, с которыми сталкиваются школьники, и на основании полученных данных спланировать и организовать работу по их предотвращению. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение информационной безопасности как компонента образовательной среды. Важно отметить, что современные ученые рассматривают информационную среду как неотъемлемый фактор социализации подростка. Информационная безопасность понимается как состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации, защита субъектов от негативного информационного воздействия.

Всемирная сеть Интернет – это, безусловно, достижение науки и технического прогресса, без которого уже невозможно представить себе жизнь современного человека. Известно, любое достижение науки можно использовать как на пользу, так и во вред. История знает множество подобных примеров. Нельзя дать однозначную оценку тому, что современные подростки проводят много времени в Интернете. Основная потребность подростка – это межличностное общение, а всемирная сеть предоставляет такую возможность, хотя и ограничивает его общением в виртуальном мире.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о мониторинговых исследованиях, проводимых специалистами Центра. О чем свидетельствуют результаты мониторингов в контексте информационной безопасности?

-Исследование, проведенное нами в 2013 году в московских школах (участвовали 2469 школьников 8-х и 10-х классов и 1639 родителей) в рамках мониторинга безопасности образовательной среды, было направлено на выявление рисков и угроз нарушения физической, социально-психологической, а также информационной безопасности, имеющих место в образовательных организациях Полученные данные свидетельствуют о том, что в свободное от учебы время 50,1% школьников общаются в социальных сетях постоянно, 30,2% - периодически, 10,5% - иногда, 5,6% - редко, 3,6% - никогда. Чаще всего школьники зарегистрированы в нескольких социальных сетях. Выявлены наиболее популярные: «Вконтакте» зарегистрированы 90,3% старшеклассников, в Twitter’e - 37,9%. Наименее популярны: Мой мир/mail.ru, Спрашивай.ру, Одноклассники в которых зарегистрированы 37,3%, 26,1% и 23,3% школьников соответственно.

Общение в социальных сетях не несет в себе угрозу безопасности, однако данные, относительно размещения в сети Интернет компрометирующей информации о субъектах образовательной среды раскрывают наличие таких рисков.

Согласно полученным данным, две трети старшеклассников (70,3%) считает, что в их классах есть ученики, которые размещали в сети Интернет информацию, ставящую одноклассников в неловкое положение. Также 48,2% школьников отмечают, что кто-либо из их одноклассников попадал в ситуацию, когда в Интернете распространяли компрометирующую их информацию. 

Необходимо отметить, что большая часть родителей (74,3%) считают, что случаев размещения в сети Интернет информации, унижающего или компрометирующего содержания о ком-либо из сверстников их детей не было, а 16,5% родителей затрудняются ответить на этот вопрос. 

-А с чем связаны основные проявления негативного поведения обучающихся?

-В первую очередь это связано с тем, что подросток, у которого еще не до конца сформировано представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо, пытается достичь признания в среде сверстников. И зачастую это проявляется в демонстративно насильственном, а социальном поведении, порой и посредством размещения в сети соответствующей информации. Во вторую очередь это связано и с тем, что родители недооценивают влияние сети Интернет на своих детей и не могут вовремя предостеречь их от совершения необдуманных поступков. Необходимо отметить, что решение названных проблем связано с отсутствием в сети Интернет как управляющего, так и контролирующего органа. Сейчас ответственность за помещаемую в Интернет информацию фактически не несет ни автор, часто анонимный, ни администратор сайта, ни владелец сервера, ни провайдер, то есть практически никто. Это и способствует проявлению негативных качеств подрастающего человека, и причинению вреда окружающим посредством активности в виртуальном пространстве.

По нашему мнению отсутствие правового регулирования размещения информации в сети Интернет и недооценка родителями школьников важности данной проблемы, незнание возможных рисков и угроз, которые она в себе несет, приводит к нарушению информационной безопасности образовательной среды школы и жизнедеятельности ее субъектов. Правовое решение этих особенностей Интернета имеет принципиальное значение для информационной безопасности образовательной среды.

Ссылка на материал