Вся психология в одном университете

Иван БОРДИК. "Профилактика молодежного и подросткового экстремизма - вызов времени". "Агентство национальных новостей"

СМИ о нас

23.06.14 15:39  

В последнее время внимание россиян активно привлечено к проблеме экстремизма. АНН публикует интервью И.В. Бордика, и.о. руководителя Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета. В интервью раскрывается специфика проблемы молодежного и подросткового экстремизма, особенности его проявления, роль Центра в изучении и профилактике экстремизма.

- Иван Владимирович, как известно, Межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ с момента своего образования уделяет особое внимание проблематике молодежного и подросткового экстремизма. Как Вы в целом оцениваете ситуацию в Москве в контексте этой проблематики?

- Конечно же, Москва находится в зоне повышенного риска, поскольку именно здесь высокая, по сравнению с другими регионами России, концентрация радикальных политических сил и максимальная плотность населения придают дополнительный импульс агрессивному поведению горожан. В настоящее время совместными усилиями правоохранительных органов и работников образовательных организаций активность экстремистски настроенных молодежных групп в Москве снижена. Ужесточение современного российского антиэкстремистского законодательства и слаженные действия правоохранительных органов привели к тому, что в период с 2004 г. по 2010 г. произошла относительная стабилизация обстановки, и молодежный экстремизм вышел из фазы широкого распространения. В тоже время периодически наблюдаются отдельные всплески такой активности в виде различных акций с применением насилия. Возьмем, к примеру, события в районе Бутово в октябре 2013 года. Необходимо отметить, что за последние несколько лет в Москве и в ряде других регионов России участились отдельные случаи нападения экстремистски настроенной молодежи на трудовых мигрантов.

- Чем обусловлена сложность проблемы молодежного экстремизма?

- Во многом она обусловлена многообразием экстремистских проявлений и неоднородным составом организаций экстремистской направленности. По данным МВД России в настоящее время на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. 

Подчеркну, что распространение молодежного экстремизма – одна из наиболее острых социально-политических проблем современного российского общества.

- Какая существует классификация молодежных организаций по идеологической доминанте?

- По характеру принятой идеологии молодежные экстремистские организации принято подразделять на крайне левые (троцкистские, анархистские и т.д.), крайне правые (прежде всего, неонацистские, националистические и т.п.), экстремистские структуры, созданные на этнонациональной основе, а также организации религиозно-политической экстремистской направленности. 

Многие группы разнородны по своему составу. Кроме того, между ними существуют многочисленные связи. К примеру, футбольные фанаты могут со временем пополнять ряды националистов и скинхедов, а в среде скинхедов немало ярких представителей фанатов футбольных клубов.

- А кто, по данным ваших экспертов, наиболее активен?

- Наиболее активными экстремистскими организациями молодежи, по данным проведенного нашим Центром в 2013 году экспертного опроса, являются скинхеды, радикальные националисты, футбольные фанаты, религиозные группировки (сатанисты) и представители городской прослойки молодежи, близкой к криминальному миру и с явно выраженным криминальным поведением – «гопники».

- А кто наиболее опасен?

- Скинхеды, являющиеся приверженцами акций прямого действия с применением холодного и травматического оружия. Их экстремистские действия сводятся к организации нападений на тех, кого они считают своими противниками, иногда убийствам. Примечательно, что жертвами скинхедов становятся не только выходцы с Кавказа или средней Азии, но и русские люди, по каким-то причинам показавшиеся скинхедам «нерусскими» или отнесенные ими к асоциальным элементам (лица без определенного места жительства, алкоголики, наркоманы и т.д.). Скинхеды также нападают на представителей враждебных им молодежных субкультур: панков, скейтбордистов, рэперов.

- Какие еще существуют отличительные маркеры субкультуры скинхедов? 

-Они активно вербуют сторонников через социальные сети, выкладывают на тематических сайтах пропагандистские материалы, в том числе видеоролики, содержащие сцены насилия над лицами неславянской внешности. Известны журналы скинхедов «Дело 88», «Под ноль», «Отвертка». Среди популярных у скинхедов рок-групп выделяются «Коловрат», «Штурм», «Вандал», «Коррозия металла», «Скинхейт», «TNF».

- На сегодня в Москве наблюдается большое разнообразие праворадикальных объединений. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Значительное число молодежи характерно для следующих праворадикальных организаций: «Движение против нелегальной миграции» (ДПНИ), «Русское национальное единство» (РНЕ), «Народная Национальная Партия» (ННП), «Славянский союз», националистическое этнополитическое объединение «Русские».

При этом в отличие от скинхедов праворадикалы не придерживаются определенного стиля в одежде и не имеют общепринятой линии поведения. Зато у них более заметно наличие иерархии, идейных лидеров и лидеров-организаторов. Характерным для праворадикалов является наличие печатных органов, интернет форумов, тиражирование и распространение листовок с текстами и символикой, создание уставов, программ, концепций и даже монографий. Праворадикалы проходят сознательное и системное самообучение. Большая часть представителей этих групп знакома с биографией и взглядами Гитлера, Франко, Муссолини.

- А что отличает их действия?

- К числу часто используемых праворадикальными экстремистскими группами приемов прямого действия можно отнести чрезвычайно опасную «кондопожскую технологию» – раздувание бытового конфликта с участием людей, относящихся к разным этническим общностям, в межнациональный групповой конфликт.

- А кто, на ваш взгляд, выделяется из лево-радикальных организаций?

- Новая Революционная Альтернатива» (НРА). Она проявила себя взрывами Останкинского военкомата (1996 г.) и приемной ФСБ на Кузнецком мосту (1998 г. и 1999 г). При этом организация тщательно законспирирована. 

- Какие, по мнению экспертов вашего Центра, факторы способствуют формированию и реализации экстремистского поведения в подростково-молодежной среде?

- В ходе опросов, проведенных нами в 2013 году, в качестве основных причин молодежного экстремизма в Москве эксперты выделили значительный приток мигрантов (40,4 % от общего числа экспертов) и игнорирование ими принятых в обществе норм и правил поведения (51,1 %). Такие факторы, как пропаганда идей экстремизма через доступную тематическую литературу и влияние на молодежь через средства массовой информации, были поставлены экспертами на второе место (по 45 % каждый от общего числа опрошенных). Тем не менее, они не склонны объяснять возникновение экстремистских форм молодежного поведения исключительно макросоциальными причинами; в структуре их ответов в равной степени представлены факторы политического, социально-психологического и личностного характера. Интересно, что влияние экономических факторов эксперты не сочли актуальным для объяснения возникновения молодежного экстремизма в Москве. 

Молодежь, как большая социальная общность, имеет специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их духовный мир, социально-экономическое и общественно-политическое положение находится в состоянии становления. Именно эти особенности используют идейные лидеры экстремистских группировок, создавая «технологии» вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. По оценкам наших экспертов, приоритетными среди психологических «выгод» от участия в экстремистской деятельности у молодежи и подростков являются: занятие свободного времени, возможность реализовать свою активность и удовлетворение потребности в общении. 

- В какой степени Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 сентября 2013 года, является основой организации работы по профилактике экстремизма в молодежной и подростковой среде?

- Рассматривая этот Закон в контексте профилактики молодежного экстремизма, необходимо понимать, что образовательная среда – естественное и одно из самых эффективных полей профилактической работы, успех, которой зависит от характера повседневной образовательной деятельности. Важно, чтобы сама образовательная среда, принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса выступали как ингибиторы экстремистских настроений. Несмотря на то, что понятие «экстремизм» в тексте рассматриваемого Федерального закона не упоминается, его внимательное прочтение позволяет уяснить принципиальные позиции, с которых может и должна осуществляться профилактическая работа в образовательной организации. Прежде всего, ФЗ подтверждает принцип единства обучения и воспитания (статья 2). Кроме того, ФЗ устанавливает, что образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения, должен осуществляться в интересах человека, семьи, общества и государства, а экстремистские проявления, главным образом, угрожают именно этим интересам. Исходя из требований ФЗ, экстремизм не просто несовместим с образовательной средой, его профилактика должна стать целенаправленной работой. Следовательно, профилактика экстремизма в образовательной среде из «дополнительных» задач переходит в разряд целевых ориентиров.

- Каковы основные принципы профилактической работы?

-Плановость, наряду с кризисным реагированием в «угрожаемый период». Они в свою очередь требуют творческого подхода педагогов и администрации образовательных учреждений, открытости передовому опыту, готовности к принятию новых идей, форм и методов работы. При этом глубокое понимание основных причин экстремистского поведения молодежи, знание критериев и показателей угроз реализации экстремистского поведения позволит обеспечить комплексный подход, значительно расширить традиционный перечень профилактических мероприятий, предложить ряд новых эффективных направлений предупреждения экстремизма.

- Каковы конкретные возможности возглавляемого Вами Центра в сфере профилактики экстремизма в образовательной среде столичного мегаполиса? 

- Cамым важным участком работы Центра является организация и проведение мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, в том числе и с целью выявления рисков ксенофобии и экстремизма. Вторая цель - оказание образовательным организациям столицы помощи в профилактической работе, разработке программы развития образовательной организации или формирования антикризисной программы преодоления (минимизации) выявленных рисков, а также реализация и внедрение разработанных Центром или структурными подразделениями МГППУ методических рекомендаций. 

Ссылка на материал