Вся психология в одном университете

Андрей ПЕТРОШЕНКО. "Вызов времени: разработка единой концепции правового воспитания обучающихся". Агентство национальных новостей"

СМИ о нас

В последнее время внимание общества приковано к теме недостаточного уровня правовой культуры и правового сознания у россиян. О составляющих правового воспитания российских школьников и о стратегии повышения их правового сознания АНН рассказывает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета А.И. Петрошенко. 

- Андрей Иванович, как обстоят дела с правовым воспитанием российских школьников?

- Сегодня мы видим недостаточный уровень правовой культуры и правосознания как у школьников, так и у взрослых. Правовой нигилизм россиян является серьёзной проблемой обеспечения принципов верховенства права. При этом объективные данные свидетельствуют о наличии в России тенденции омоложения преступности, увеличения среди малолетних преступников лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Среди молодежи, в частности, наблюдается рост ксенофобии, криминализации, бытовой агрессивности – основных факторов, отрицательно влияющих на правосознание и правовую культуру человека.

- И как же можно улучшить ситуацию?

- Совместно с педагогической и научной общественностью разработать единую концепцию правового воспитания, охватывающую все виды образовательных организаций - от ДОУ до вузов и функционирующую на принципах эффективности, преемственности знаний, взаимосвязи с учебными дисциплинами, системности и актуальности.

- Какие есть для этого основания?

- Анализ современных научных подходов в педагогике, психологии, юриспруденции позволяет заключить, что правовое воспитание выступает важнейшим и неотъемлемым элементом социализации подрастающих поколений, развития правовой культуры, воспитания у молодых людей уважения к нормам права, формирования правосознания и законопослушного поведения.

- Что понимается под правовым воспитанием? 

- Это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания, правовой культуры и правомерного поведения.

- Где и в каких контекстах происходит в первую очередь формирование правовой культуры? Какими ресурсами?

- Надо понимать, что правовое воспитание — процесс многофакторный. Основы правовой культуры в первую очередь закладываются в семье - как система запретов и дозволений. Дальше они развиваются, корректируются, а порой и деформируются при нахождении ребенка в различных институтах социализации: в детском саду, школе, колледже, дворовой компании. Они также формируются под воздействием деятельности общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т.д.

- Какую работу проводит Центр для формирования правого сознания московских школьников?

- В минувшем году нами было проведено научное исследование «Изучение состояния правового воспитания обучающихся общеобразовательных учебных заведений города Москвы и разработка рекомендаций по его совершенствованию».

Оно охватило 20 школ. В исследовании приняло участие 1040 человек, из них: 405 учеников 9-х классов, 334 учителей, 81 эксперт (заместители директоров школ по учебной или воспитательной работе), 220 родителей.

- Ознакомьте наших читателей, пожалуйста, с наиболее значимыми показателями исследования.

- Полученные результаты достаточно интересны. Так, с утверждением, что «наша страна является правовым государством», согласилось 73% респондентов-школьников. С утверждением, что «законы нужны для того, чтобы в стране был порядок», согласилось 95% школьников, 60% из них уважают работу полицейских. В то же время 89% из числа опрошенных выразили несогласие с утверждением, что «законы в нашей стране соблюдаются всеми», 64% респондентов не согласились с утверждением, что «сотрудники полиции добросовестно следят за соблюдением законов». 55% школьников ответили отрицательно на утверждение, что «суды в нашей стране справедливые», и 45% старшеклассников не согласились с утверждением, что «законы в нашей стране принимаются в интересах людей». Еще более негативная оценка прозвучала относительно степени соблюдения законов в современном российском обществе, но при этом только 18% школьников согласились с предложением работать в правоохранительных органах и добросовестно следить за соблюдением законов.

Проявление активной гражданско-правовой позиции демонстрируется в ответах 67% школьников, согласившихся с утверждением, что «при виде совершения правонарушения или преступления они постараются помешать этому». Обозначили свою активную гражданскую позицию 62% старшеклассников, ответив положительно на утверждение, что «хотели бы участвовать в выборах, чтобы сделать жизнь в своей стране лучше».

Вызывает интерес ответ учащихся на вопрос, оценивающий уровень их знаний законов, защищающих их права и свободы - 81% школьников ответили, что знают эти законы, а 64% из них готовы их назвать. Значительно меньше - 51% учеников - утверждают, что «знают свои обязанности как гражданина и готовы их перечислить».

- Можно ли определить, как поступит подросток в ситуации выбора того или иного варианта поведения?

- Это очень сложно. С определенной долей вероятности путем анализа ответов анкет. Так, ответ на вопрос «если ваши друзья оскорбляют новенького одноклассника» показал, что только 26% старшеклассников осудят их и заставят прекратить. Если одноклассник нагрубит уважаемому учителю, то 33% учащихся осудят его молча, 25% респондентов скажут, что им все равно и только 27% учеников 9-х классов осудят его и заставят извиниться перед учителем.

Интересна оценка респондентами ожидаемого поведения одноклассников и знакомых в более сложных и опасных ситуациях. Так, по их мнению, только 9% их одноклассников бросятся на помощь, когда увидят, что в темном дворе трое хулиганов отбирают мобильный телефон у школьника, и только 31% знакомых согласятся помочь стюарду в случае, если в салоне самолета разбушевался пьяный пассажир. В то же время 44% старших школьников положительно оценят ситуацию, когда сотрудники полиции задержат опасного бандита.

Симптоматичным является определенный перекос в правовом сознании учащихся старших классов: знание ими своих прав, готовность их отстаивать превалируют над знанием своих гражданских обязанностей и готовностью их выполнять.

- А что советовали учителя, родители и эксперты для того, чтобы улучшить правовое воспитание обучающихся? 

- Они были единодушны во мнении о необходимости декриминализации СМИ и сети «Интернет», введения в школах отдельной дисциплины «Правоведение», более активного привлечения в школы специалистов-юристов для осуществления правового воспитания и обучения детей, использования более интересных и разнообразных форм и методов правового воспитания с применением новых информационных технологий, увеличения количества показов видеофильмов, экскурсий, усиления взаимодействия школы и родителей и т.д.

- Как, согласно данным исследований Центра, поделены сферы ответственности родителей и детей в вопросах правового воспитания? 

- Нами выявлены определенные противоречия между педагогами и родителями относительно ответственности за воспитание детей вообще и правовое воспитание в частности. Педагоги настаивают на повышении ответственности родителей за воспитание своих детей, родители в свою очередь упрекают учителей в некомпетентности.

При этом по оценкам и учителей, и экспертов, и родителей степень участия родителей в правовом воспитании школьников недостаточно высока. Вместе с тем правовые установки родителей оказывают более существенное влияние на правовые установки детей, чем педагогическое воздействие образовательной организации.

- Какие результаты научных исследований Вы хотите особо подчеркнуть? 

- Во-первых, наличие высокого уровня криминализации СМИ - распространение произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, «поэтизирующих» и пропагандирующих криминальное поведение. Во-вторых, несоблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики, что болезненно воспринимается взрослыми (родителями) и транслируется в правовое сознание детей. В-третьих, неоправданное увеличение числа различных контролирующих органов в самой системе образования и как следствие, чрезмерная загруженность педагогов большим объемом отчетности, что мешает более качественно выполнять свою непосредственную работу по обучению и воспитанию школьников. В-четвертых, неэффективное взаимодействие школы и родителей вообще и в сфере правового воспитания в частности.

- Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

- Помимо разработки концепции единого правого воспитания, наш Центр предлагает на уровне Департамента образования города Москвы совместно с окружными управлениями образования: во-первых, организовать обучение педагогических работников и психологов школ по вопросам повышения эффективности правового воспитания и обучения в школах. Во-вторых, разработать предложения для органов законодательной и исполнительной власти по созданию общественного контроля в СМИ, направленного на исключение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, «поэтизирующих» и пропагандирующих криминальное поведение.

Ссылка на материал