Вся психология в одном университете

Иван БОРДИК. "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". Агентство национальных новостей"

СМИ о нас

30.09.14 9:00 

В Санкт-Петербурге прошел V международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». По просьбе АНН ход конгресса комментирует участник конгресса И.В. Бордик, и.о. руководителя Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета.

- Иван Владимирович, как вы можете прокомментировать ход работы и итоги данного конгресса?

- Я очень доволен этим крайне интересным и продуктивным мероприятием, продемонстрировавшим неподдельный интерес участников к проблемам безопасности на дороге и, в частности, к безопасности детей и молодёжи. Прежде всего, его результативность выражается в том, что участники заручились поддержкой государства в лице Совета Федерации РФ, МВД, Минобрнауки, Минздрава, МЧС России в решении проблем безопасности. Чрезвычайно полезной была также возможность установить личные контакты и организовать взаимодействие с коллегами из других регионов. Мы смогли познакомиться с актуальным опытом зарубежных стран, вышедших на стабильно высокие показатели безопасности всех участников дорожного движения и договориться с ними о сотрудничестве. 

В первую очередь, это коллеги из Австрии и Германии, имеющие колоссальный опыт привития участникам дорожного движения культуры поведения на дороге и уважения, как к правилам дорожного движения, так и друг к другу. Нахожу крайне важным тот факт, что форум заострил внимание на необходимости детальной проработки технологии межведомственного взаимодействия в этом контексте, а специалисты МЧС России и Минздравсоцразвития РФ продемонстрировали отработанную технологию взаимодействия в ходе показной спасательной операции. 

Участники также форума смогли наглядно увидеть и опробовать новейшие отечественные и зарубежные технические разработки в области как подготовки водителей всех категорий, (включая так любимых молодежью скутеров и мотоциклов), так и элементов повышения активной и пассивной безопасности всех участников дорожного движения. Речь идет и об электронных симуляторах, предназначенных для обучения водителей (впервые на выставке V конгресса были показаны комплексы для обучения не только водителей автомобилей, но и программно-аппаратный комплекс для подготовки мотоциклистов), и о средствах контроля безопасности на дорогах, и о новых разработках для безопасной перевозки детей, и о средствах тахографического контроля рабочего времени водителя, и о средствах оказания экстренной помощи при ДТП, и даже о стильных световозвращающих элементах на детской и взрослой одежде, делающих пешеходов видимыми на ночной дороге.

- Известно, что на данном конгрессе планировалось обсуждение проблем обеспечения безопасности на дорогах молодого поколения, (в том числе высоких показателей молодежного дорожного травматизма), и выработка конкретных способов решения данных проблем с учетом фактора гражданской активности молодежи. В этой связи: какой опыт может перенять вверенный вам Центр?

- Я уже упоминал о том, что конгресс - это сообщество неравнодушных людей, которые самоотверженно добиваются результата, невзирая на трудности, отсутствие финансирования, равнодушие чиновников, а иногда и буквально вредительские публикации в СМИ. Мы будем перенимать и внедрять как опыт наших отечественных энтузиастов, так и опыт реализации системного государственного подхода к безопасности детей на дороге наших успешных зарубежных коллег.

- Как этот опыт будет учитываться в прикладной и научной деятельности вверенного вам Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета? 

- Мы договорились о сотрудничестве с Вальдемаром Коосом, директором германской организации за безопасность дорожного движения «Веста» и уже в этом году согласуем план взаимодействия и совместных мероприятий.

- Как и в какой форме участвовали другие московские организации на этом представительном мероприятии?

- Москва представила на форум опыт лучших образовательных организаций выступлениями заместителя руководителя Департамента образования города Москвы И.С Павлова, а также руководителей образовательных организаций столицы.

- А ваше выступление на что было нацелено?

- Выступая на круглом столе, посвященном подготовке и воспитанию участников дорожного движения, я внес предложения о включении в программы подготовки водителей компонентов психологической подготовки и построения системы действенного воспитания всех участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, повышения роли семьи как самого значимого социального института. Кроме того мы, попросили руководство ГАИ России об издании Приказа МВД, регламентирующего замену в образовательных организациях наблюдательного дела на Паспорт дорожной безопасности образовательной организации. Это позволит исключить дублирование документов. Также предлагается включить в паспорт Акт ежегодного комиссионного обследования путей следования детей к школе и прописать «Порядок взаимодействия с органами исполнительной власти города» по устранению выявленных недостатков. Эти вопросы требуют тщательной проработки. Помимо этого, в интересах дела потребуется создание картографической подосновы для каждой образовательной организации, и помощь в этом могло бы оказать Минобрнауки через поручение (субсидию) профильным Вузам, способным выполнить эту работу (например, МИГАИК).

- Какова будущая роль вашего Центра в обозначаемых выше проектах? 

- Специалисты Центра, в свою очередь, тщательно изучат действующую систему обеспечения безопасности детей на дороге в успешных европейских странах, опыт наших передовых соотечественников и, с учетом наших особенностей, разработают свои предложения Департаменту образования столицы и Управлению ГИБДД Москвы.

- Какую работу в настоящее время ведет Центр в контексте обеспечения безопасности на дорогах молодого поколения?

- Центр уже третий год под руководством Департамента образования реализует мониторинговый проект по обеспечению безопасности путей следования детей к школе. В нем участвуют и сотрудники ГИБДД столицы, и участковые уполномоченные полиции, и специалисты органов исполнительной власти города, и представители родительской общественности. Ближайшие задачи на этот учебный год: детально проработать порядок взаимодействия с префектурами города; разработать и согласовать механизм финансирования мероприятий, направленных на приведение дорожной инфраструктуры вокруг образовательных организаций (в первую очередь, на путях следования детей), в соответствие с требованиями дорожной безопасности; утвердить этот механизм решением руководства столицы и добиться выделения денежных средств на немедленное устранение выявленных в ходе мониторинга недостатков.

Речь идет: о строительстве тротуаров и прокладке пешеходных дорожек там, где строители попросту «забыли» их построить; о создании парковочных карманов возле образовательных организаций для безопасной посадки и высадки детей; о регулярном обновлении дорожной разметки и знаков, там, где это необходимо; о нанесении трафаретов на асфальт с обозначением безопасного маршрута передвижения детей к школе от остановок общественного транспорта, а также между зданиями образовательных комплексов, часто разбросанных по всему микрорайону; о создании зон, свободных от припаркованных автомобилей перед образовательными организациями и особенно детскими садами, куда зимой по скользкой дороге вынуждены буквально пробираться матери с колясками; об установке пешеходных ограждений препятствующих парковке автомобилей на тротуарах Это когда тротуар вроде бы и есть, но его вроде, как и нет. Он попросту заставлен автомобилями и мамочки, ведя за руку одного ребенка, а второго везя в коляске, идут к детскому саду и школе прямо по проезжей части, создавая помеху движущимся автомобилям и рискуя поскользнутся и попасть под колеса.

Поверьте, этот пример далеко не единственный. При том, что правительство города, во главе с градоначальником столицы очень много делает для создания современной дорожной инфраструктуры, - проблемных зон ещё предостаточно.

В своем выступлении я пригласил к сотрудничеству в этом проекте все заинтересованные организации. Мы готовы сделать наш опыт доступным для регионов.

Ссылка на материал