Вся психология в одном университете

"Через тернии – в школу". Газета "Орловский вестник"

СМИ о нас

27.10.2014

В 2015/2016 учебном году ряд орловских школ пустит за парты детей, страдающих аутизмом. С инициативой по созданию экспериментальных классов выступил орловский дефектолог Алексей Юдилевич. На поддержку такого важного начинания область выделила всего 150 тысяч рублей.

Проблема за гранью статистики

По данным мировой статистики, в 2013 году в мире в среднем каждый стопятидесятый ребенок (1:150) родился с расстройством аутистического спектра (РАС). Подтвержденных статистических данных по этой проблеме в России в целом и в Орловской области в частности не существует, но, по расчетным данным, на 117 тысяч детского населения региона (данные Орелстата) могут приходиться более 300 детей и подростков с РАС.

Центры поддержки детей с особыми образовательными потребностями активно открываются в соседних с нашей областях. Но, в отличие от многих других регионов России, в Орловской области до 2014 года не было и намека на создание и реализацию системы специального коррекционного образования детей-аутистов. Наконец-то благодаря инициативе Центра детского развития Благотворительного фонда «Вера и возрождение», совместно с Орловским институтом усовершенствования учителей, при поддержке управлений образования и здравоохранения Орловской области, а также Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» удалось-таки начать реализацию проекта по экспериментальному обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Поддержал проект и ряд орловских школ. Благодаря отзывчивости администрации и педагогов ресурсный класс решено запустить в школе №20 имени Героя Советского Союза Л.Н. Гуртьева.

Сегодня ведется подготовка детей к обучению в начальной школе. Подготовительная группа работает на базе центра «Вера и возрождение». Шесть детей, страдающих аутистическими расстройствами, учатся смотреть в лицо собеседнику, отвечать на вопросы учителя, поддерживать разговор, сидеть за партой, ходить строем в столовую и т.д. Работа ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка для его включения в образовательное учреждение в 2014–2018 учебных годах.

– Мы получили грант – около 150 тысяч рублей – от администрации региона. Но этих денег хватит лишь на первый этап инклюзии детей-аутистов в обычные школы, – говорит автор идеи – орловский дефектолог Алексей Юдилевич. – Первый этап – это один год обучения. Нам нужна не только финансовая поддержка, но и кадровая помощь в реализации проекта. Инклюзия в класс должна быть постепенной. Самостоятельно ребенок-аутист в непривычной действительности не сможет даже открыть тетрадку. Поэтому на первых порах каждый ребенок будет нуждаться в тьюторе – помощнике. В роли тьюторов часто выступают специально подготовленные педагоги, студенты-добровольцы, иногда даже родители. Пока у нас их нет. Вообще процесс включения здоровых и больных детей в совместную деятельность сложный и длительный, он должен идти в дружном государственно-гражданском партнерстве.

На аутизме модно зарабатывать

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться, – открытие частных педагогических центров, в которых нередко не проводится сертификация сотрудников-педагогов, отсутствует государственная заинтересованность в контроле обучения детей с РАС. Бизнесмены порой спекулируют на чувствах родителей, рекомендуют индивидуальную терапию, проводят занятия с ребенком пять дней в неделю по полтора часа. И стоимость абонемента в такие школы исчисляется десятками тысяч рублей в месяц.

Подготовкой программы и обучением специалистов по работе с аутистами (магистерские программы) в России занимается только Московский городской психолого-педагогический университет. Отсюда и кадровый дефицит. Да, можно получить сертификацию на терапию с детьми-аутистами за рубежом (по технологиям ABA-терапии, Teachh, Floor-Time и др.). Но это дорогостоящее, длительное и сложное обучение, видимо, заинтересовало бы лишь немногих наших специалистов и предпринимателей.

Несмотря на декларирование равных возможностей, в России до сих пор не приняты специальные федеральные государственные образовательные стандарты по обучению детей с аутизмом и иными расстройствами развития (эксперимент по апробации некоторых из этих СФГОСов только начался в ряде областей РФ). А ведь без работающих стандартов, специального подушевого финансирования, а следовательно, и без достойной заработной платы, руководствуясь только гуманными принципами, работать с особыми детьми смогут лишь единицы.

Алексей Юдилевич, дефектолог:

Наша задача не просто освоить и усовершенствовать технику работы с аутистами. Такая работа – это настоящее искусство. Мы годами можем искать контакта с детьми. Но, поверьте, положительный результат – лучшая награда. Жаль, но пока в Орловской области нет учителей, крайне мало дефектологов, психологов, логопедов, получивших специальную подготовку по работе с детьми-аутистами. 

Ольга Дунаева

Ссылка на материал