Вся психология в одном университете

Виталий РУБЦОВ. «Знания без действия не существует». Газета «Вести образования»

СМИ о нас

Последний в этом учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» в Высшей школе экономики был по традиции посвящен одному из его основателей Анатолию Пинскому. Главной темой семинара стала модернизация педагогического образования, за основу концепции которой был взят профессиональный стандарт.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета

Виталий Рубцов

«Знания без действия не существует»

Проект модернизации педагогического образования поставил проблему подготовки нового педагога. Этим многое сказано. Несмотря на разные предпринятые попытки, раньше все сводилось к тому, что специфика педагогической деятельности отходила на второй план. А на первом плане оставалась подготовка учителя-предметника. Была поставлена задача вернуть сместившиеся акценты и сосредоточиться на педагогической деятельности.

Проблема передачи знания от взрослого к ребенку, от учителя к ученику – ключевой вопрос подготовки педагога. Традиционная система подготовки учителя давала знания, в том числе и теоретические, которые представляли те или иные предметники. А потом передавали эти знания другим, обучая тех, кто должен работать в школе. Постепенно это привело к тому, что система стала ограниченной, все стали понимать, что учителя у нас не готовят. Тогда стал развиваться другой подход – практикоориентированный, который давно активно используется за рубежом. Многие образовательные центры заявили, что они сами могут готовить учителей. Но и этот подход оказался ограниченным, потому что не смог обеспечить формирование необходимых критических действий, которые сопровождают творческую деятельность педагога.

Первая идея компетенций появилась в работах американского ученого Ноама Хомского, который говорил: «Знания без действия не существует». Фактически передача образца есть действие со знанием. Этот глубинный момент выпал из нашей традиционной подготовки. А ведь формирование компетенций – умение понимать свою профессиональную деятельность, анализировать ее, рефлексировать – неотъемлемая часть подготовки педагога.

Возникает резонный вопрос: как этому учить?

Профессиональные стандарты педагога и педагога-психолога учитывают во многом исследовательский компонент, там уже внутри заложена рефлексия профессиональных действий и соответствующие компетенции. Например, в развивающем обучении Эльконина–Давыдова или системе Занкова учителя невозможно формировать без исследовательских компетенций.

Понимая, что знания и практика требуют глубинного внутреннего сочетания, можно представить, как трудно будет разработчикам создавать образовательные модули в рамках прикладного бакалавриата и профессиональной педагогической магистратуры.

Но как быть с исследовательской магистратурой? Разве педагог не является исследователем? На этот вопрос дает блестящий ответ Василий Давыдов в одной из своих работ, рассказывая, как формируется учитель, который работает в системе развивающего обучения. Да, говорит Давыдов, этот учитель должен обладать соответствующими теоретическими компетенциями и способен анализировать свои действия. Тогда какая требуется еще позиция для того, чтобы учебная деятельность развивалась в соответствии с закономерностями психического развития детей? Нужна исследовательская позиция, которая берет за основу практику «учитель-ученик» и делает ее предметом специального анализа, но на это нужны особые компетенции. Василий Давыдов также говорил, что правильное обучение детей осуществляет команда, состоящая из учителя, исследователя, методиста, благодаря чему процесс оказывается полным и развивающимся.

В мире существуют три международных лаборатории – в Оксфорде, в Финляндии, в Австралии, где полным ходом идет подготовка таких педагогов-исследователей.

В рамках исследовательской магистратуры в нашем университете мы будем готовить не педагога, а специалиста, который будет способен заниматься образовательной практикой, исследователя, который вырастает внутри этой образовательной практики и занимает метапредметную позицию по отношению к этой практике.

Заданы новые лекала на создание программ бакалавриата и магистратуры – педагогической и исследовательской. Проект модернизации педагогического образования отвечает за то, чтобы подготовить новые кадры педагогов-исследователей. Для этого в университеты должна вернуться психолого-педагогическая наука и психолого-педагогические исследования. По крайней мере мы планируем это сделать с появлением таких программ.

Директор образовательных программ НИУ ВШЭ

Анатолий Каспржак

Быстрого успеха не будет

Хочу высказать несколько тезисов в пользу нынешнего проекта модернизации педагогического образования.

Первый. Проект модернизации педагогического образования – это первый эксперимент в России, когда стандарт не пишется коллективом умников, а когда сначала проводится эксперимент, а потом по его результатам будет написан стандарт.

Причем, с одной стороны, стандарт, ориентированный на результат эксперимента, проведенный в 13 вузах и по более чем 20 программам. С другой стороны, ориентированный на профессиональный стандарт педагога, который подготовлен группой Евгения Ямбурга. Стандарт-рекорд. Что немаловажно, оператор проекта не собирает бумажки, а задает идеологию выполнения проекта.

Второй. Основные пороки педобразования – двойной негативный отбор (когда худшие выпускники школ идут в педвузы, а затем худшие выпускники педвузов идут работать в школы) и архаичность подготовки педагогов – решаются через многообразие и многоканальность педагогических вузов и через создание сетей, в которых педагогические вузы работают с лучшими образовательными учреждениями. Иначе говоря, кафедра методики в идеале должна переместиться в школу. И это поддерживает Министерство образования и науки.

Третий. Есть настораживающий фактор, который, надеюсь, не сработает. Скорее всего, позиция МОН должна измениться в следующем плане: поддерживая идеологию, они потребуют быстрого успеха. Быстрого успеха в этом проекте не будет.

Записала Олеся Салунова

Ссылка на материал