Вся психология в одном университете

Виталий РУБЦОВ. "Общее — доступное. Слияние школ повышает качество образования". Газета "Вечерняя Москва"

СМИ о нас

АННА БОЯРИНОВА  

Тема слияния школ все чаще становится поводом для дискуссий. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил, каким образом это явление изменит привычный образовательный процесс.

Столичные школы давно занимают лидирующие позиции среди всех образовательных учреждений страны. При этом последние несколько лет школы Москвы все чаще объединяются друг с другом — причем, преимуществ у такого преобразования больше, чем недостатков.

Слияние образовательных учреждения бывает двух типов. Первый — инклюзивный, когда одно учреждение поглощает другое, образовательный процесс происходит в одном здании. Второй вариант — интегральный, когда происходит слияние методических и образовательных программ при сохранении за каждым объектом своего здания. Большинство слияний в Москве происходит именно по второму принципу: детские сады со средними общеобразовательными школами, гимназиями и школами для детей с ограниченными возможностями становятся одним целым. Создаваемая общая образовательная среда — залог разностороннего творческого развития детей с малых лет до поступления в вуз. Бассейны и спортивные объекты, секции по шахматам и футболу, вокально-хоровые и хореографические студии, предметные кружки — все блага образовательных учреждений становятся общим. А значит — доступными.

— Наша школа была создана путем слияния пяти школ и десяти детских садиков, — рассказывает «ВМ» директор школы № 2036 района Щукино Ирина Сивцова. — У нас есть дети с интеллектуальными нарушениями, глухие и плохо слышащие: для них очень важно расти в полноценной среде, не замыкаться на своем круге общения. Я считаю, одно из основных преимуществ объединений в том, что все дети общаются между собой.

Как отмечают эксперты, в школах, образованных путем слияния, нет проблемы нехватки педагогов, так как создается единый кадровый ресурс.

— Немаловажен и тот факт, что учитель мотивирован заинтересовать своим предметом ученика сильнее, — говорит председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова. — Ведь перед ребенком целый спектр интересных предметов. А мотивированный учитель в любом случае мотивирует и детей.

Директор гимназии № 1573 Александр Антипов уверен, что в пользу слияния выступает и финансовый фактор. Его учреждение взяло под крыло два детских сада, прогимназию, центр творчества и центр образования.

— Если раньше у кого-то из нас было больше денег, у кого-то — меньше — а теперь у всех поровну. За счет выравнивания финансирования у нас появилась здоровая конкуренция — работники всех наших школ работают на высокий результат, а не сваливают неуспехи на недостатки финансирования. Вместо шести бухгалтерий у нас теперь одна, а сэкономленные средства мы направили на повышение зарплат педагогам.

90 процентов всех довузовских учреждений Москвы так или иначе уже слились между собой. Как отметили в Департаменте образования, значимость такого слияния осознали и власти, и родители:

— В таких условиях возможности получать хорошее образование у ребенка увеличиваются в разы, — уверена Людмила Мясникова. — А это значит, что к поступлению в вуз он уже будет знать, чего он хочет от жизни.

— Слияние школ возможно. И успешные объединения образовательных учреждений есть, — подтверждает ректор Московского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. — Необходима лишь хорошо спланированная подготовка. В Москве есть школы, где разработаны специальные образовательные программы для обучения различных категорий детей. В этих образовательных комплексах качество образования обеспечивается исключительно благодаря совместной работе педагогов, психологов, логопедов, дефектологов. Основой этой работы всегда была адресная подготовка профессиональных кадров.

Ссылка на материал