Антон КОНОВАЛОВ. "Услышать друг друга". "Липецкая газета"
СМИ о нас
Семь лет назад в Липецкой области был запущен проект «Школьная медиация». На сегодня он охватывает одиннадцать елецких и семь липецких школ. Недавно в Липецком институте развития образования состоялись курсы по созданию школьных служб примирения. Обучение на них прошли около двух десятков педагогов из Липецка и Ельца, Грязей, села Долгоруково, Липецкого и Чаплыгинского районов.
— Поначалу организация служб примирения в школах шла в качестве эксперимента. Но идея получила развитие, и сегодня говорим уже о создании служб примирения как формы ученического самоуправления, — объяснила заведующая кафедрой психологии и педагогики института развития образования Оксана Драганова. — Институт занимается методическим сопровождением и организацией курсов повышения квалификации педагогических работников, которым предстоит создавать службы примирения в образовательных организациях и выступать в роли медиаторов. Ими, кстати, могут быть не только педагоги-психологи, но и социальные педагоги, учителя, заинтересованные в изучении сути конфликтов между детьми и их мирном разрешении.
Практическую часть на прошедших курсах провел Антон Коновалов — научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета, сотрудник центра «Судебно-правовая реформа», председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы.
— Сегодня почти в тысяче российских школ созданы службы примирения, — рассказал он. — Когда говорят, что в школе нет конфликтов, это чаще всего означает, что они просто подавляются. Администрация не хочет выносить сор из избы, заботясь о репутации.
По словам Антона Коновалова, существует так называемый восстановительный подход к решению конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних. Суть его сводится к тому, чтобы обидчик полностью признал вину. Для этого очень важно встретиться с пострадавшим. В результате доверительного разговора (восстановительной медиации) решается четыре важных задачи. Во-первых, пострадавший обретает покой, получая ответы на беспокоящие его вопросы, убеждаясь в том, что ему не будут мстить, признавая справедливыми его претензии. Во-вторых, обидчик осознает свою вину. В-третьих, в ходе переговоров конфликтующие стороны сами договариваются о том, как именно будет исправлена ситуация. В-четвертых, принимающие участие в конфликте близкое окружение и родители подростков тоже осознают и поддерживают позитивные изменения в отношениях.
— Мелкие конфликты происходят в школах постоянно, потому что в них собраны дети разных возрастов, социальных статусов, образа жизни, национальностей, — считает Антон Коновалов. — Понятно, что если поссорившихся ребят насильно посадим за стол переговоров и предложим помириться, это может ничем хорошим не закончиться. Поэтому нужно готовить их к этой встрече, обсуждать заранее вопросы, какие будут подняты, обговаривать правила. Это задача медиатора, который должен помочь ребятам понять друг друга и услышать. Если вспомнить, то мы поймем, что медиация существовала всегда. А сегодня появились новые подходы, продиктованные изменениями, происходящими в обществе и, естественно, отражаются на психологии. У современных детей другой уровень адаптации и социализации, высокая степень информированности. Важно предоставить новые технологии к разрешению конфликтов. Решать конфликтные ситуации надо с позитивным настроем и хорошим результатом, чтобы ребенок не таил обиду, а учился правильно реагировать на многообразие человеческих взаимоотношений.