"Член СПЧ Александр Брод участвует в разработке стандарта специалиста по вопросам межнациональных отношений". Сайт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
СМИ о нас
02 Декабря 2014
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод принял участие в круглом столе "Проблемы подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений", который прошел в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Круглый стол состоялся в рамках общественного обсуждения проекта профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений". Его разработка осуществляется по заказу Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р.
Деятельность специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений направлена на развитие гражданского патриотизма, учитывающего этнокультурное многообразие народов России; обеспечение профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов; адаптацию и интеграцию мигрантов. Данные вопросы являются крайне актуальными для современной России. В свою очередь профессиональный стандарт может выступать основой образовательных программ подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках направления подготовки "Государственное и муниципальное управление".
Проект стандарта подготовлен Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московским городским психолого-педагогическим университетом в сотрудничестве с рядом организаций и научных учреждений.
Условно профстандарт можно разбить на три блока. Первый включает планирование и координацию работы по формированию и укреплению российской идентичности, а также развитию гражданского патриотизма. Задача специалиста – обеспечивать государственные гарантии равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и др.
Второй блок и, соответственно, обязанности специалиста касаются профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, локализации их последствий и обеспечения межконфессионального согласия.
Третий блок касается деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Согласно требованиям документа, специалист должен обеспечивать защиту прав мигрантов, эффективную коммуникацию мигрантов и местного населения.
По словам Александра Брода, профессиональный стандарт предъявляет довольно серьезные требования к квалификации специалиста, поскольку в данном случае его деятельность осуществляется на стыке различных направлений – этноконфессиональные и межконфессиональные отношения имеют самые разные аспекты. Соответственно, в документе представлен целый ряд дисциплин, знаниями по которым должен владеть специалист (обязательно с высшим образованием). В самом деле, специалист, осуществляющий деятельность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, должен, согласно документу, обладать знаниями по следующим дисциплинам:
- этнопсихология;
- этнополитология;
- социология и психология формирования российской идентичности;
- социология и психология гражданского патриотизма;
- технологии разработки и проведения общественных (в т.ч. массовых) мероприятий;
- технологии управления в сфере связей с общественностью (PR-менеджмент);
- технологии стратегического планирования и проектной деятельности;
- религиоведение;
- регионоведение;
- дискриминация как правовой и социально-психологический феномен;
- конфликтология;
- социальная психология;
- социология и психология расизма;
- основы социального консультирования;
- оказание правовой поддержки;
- основы юридического консультирования;
- документоведение;
- национально-культурная и этноконфессиональная специфика подведомственной территории;
- этика межнационального и межконфессионального взаимодействия;
- технологии информационно-просветительской деятельности;
- психология межкультурной коммуникации;
- теория и практика медиации;
- законодательство Российской Федерации, международные документы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия;
- педагогика и психология девиантного поведения;
- требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан.
Рассчитывать на подготовку специалиста в вузах с таким набором учебных предметов, разумеется, можно, однако уровень такой подготовки представляется низким. Дело в том, что работа в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений должна быть максимально профессиональной, потому что цена ошибки очень велика. Почти по каждой из указанных дисциплин предусмотрены отдельные специальности для выпускников вузов. Невозможно изучить религиоведение, этнополитику в рамках нескольких часов или даже семестров, при таком подходе знания будут поверхностными. А главное, специалист с таким уровнем подготовки не сможет решать по-настоящему серьезные задачи.
По мнению участников круглого стола, имеет смысл вести подготовку и формирование научных советов, исследовательских организаций, которые состояли бы из специалистов разного профиля для работы в области межконфессиональных и межэтнических отношений и обеспечивали бы эффективное взаимодействие этих специалистов с госслужащими. Подобные советы могли бы готовить комплексные, сбалансированные рекомендации властям.