Вся психология в одном университете

"Член СПЧ Александр Брод участвует в разработке стандарта специалиста по вопросам межнациональных отношений". Сайт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

СМИ о нас

02 Декабря 2014

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод принял участие в круглом столе "Проблемы подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений", который прошел в Московском городском психолого-педагогическом университете. 

Круглый стол состоялся в рамках общественного обсуждения проекта профессионального стандарта "Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений". Его разработка осуществляется по заказу Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. 

Деятельность специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений направлена на развитие гражданского патриотизма, учитывающего этнокультурное многообразие народов России; обеспечение профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов; адаптацию и интеграцию мигрантов. Данные вопросы являются крайне актуальными для современной России. В свою очередь профессиональный стандарт может выступать основой образовательных программ подготовки специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках направления подготовки "Государственное и муниципальное управление". 

Проект стандарта подготовлен Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московским городским психолого-педагогическим университетом в сотрудничестве с рядом организаций и научных учреждений. 

Условно профстандарт можно разбить на три блока. Первый включает планирование и координацию работы по формированию и укреплению российской идентичности, а также развитию гражданского патриотизма. Задача специалиста – обеспечивать государственные гарантии равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и др. 

Второй блок и, соответственно, обязанности специалиста касаются профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, локализации их последствий и обеспечения межконфессионального согласия. 

Третий блок касается деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Согласно требованиям документа, специалист должен обеспечивать защиту прав мигрантов, эффективную коммуникацию мигрантов и местного населения. 

По словам Александра Брода, профессиональный стандарт предъявляет довольно серьезные требования к квалификации специалиста, поскольку в данном случае его деятельность осуществляется на стыке различных направлений – этноконфессиональные и межконфессиональные отношения имеют самые разные аспекты. Соответственно, в документе представлен целый ряд дисциплин, знаниями по которым должен владеть специалист (обязательно с высшим образованием). В самом деле, специалист, осуществляющий деятельность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, должен, согласно документу, обладать знаниями по следующим дисциплинам: 

- этнопсихология; 

- этнополитология; 

- социология и психология формирования российской идентичности; 

- социология и психология гражданского патриотизма; 

- технологии разработки и проведения общественных (в т.ч. массовых) мероприятий; 

- технологии управления в сфере связей с общественностью (PR-менеджмент); 

- технологии стратегического планирования и проектной деятельности; 

- религиоведение; 

- регионоведение; 

- дискриминация как правовой и социально-психологический феномен; 

- конфликтология; 

- социальная психология; 

- социология и психология расизма; 

- основы социального консультирования; 

- оказание правовой поддержки; 

- основы юридического консультирования; 

- документоведение; 

- национально-культурная и этноконфессиональная специфика подведомственной территории; 

- этика межнационального и межконфессионального взаимодействия; 

- технологии информационно-просветительской деятельности; 

- психология межкультурной коммуникации; 

- теория и практика медиации; 

- законодательство Российской Федерации, международные документы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия; 

- педагогика и психология девиантного поведения; 

- требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан. 

Рассчитывать на подготовку специалиста в вузах с таким набором учебных предметов, разумеется, можно, однако уровень такой подготовки представляется низким. Дело в том, что работа в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений должна быть максимально профессиональной, потому что цена ошибки очень велика. Почти по каждой из указанных дисциплин предусмотрены отдельные специальности для выпускников вузов. Невозможно изучить религиоведение, этнополитику в рамках нескольких часов или даже семестров, при таком подходе знания будут поверхностными. А главное, специалист с таким уровнем подготовки не сможет решать по-настоящему серьезные задачи. 

По мнению участников круглого стола, имеет смысл вести подготовку и формирование научных советов, исследовательских организаций, которые состояли бы из специалистов разного профиля для работы в области межконфессиональных и межэтнических отношений и обеспечивали бы эффективное взаимодействие этих специалистов с госслужащими. Подобные советы могли бы готовить комплексные, сбалансированные рекомендации властям. 

Ссылка на материал