Вся психология в одном университете

"Экзамен на профпригодность". Газета "Московская правда"

СМИ о нас

На базе 13 российских вузов, в том числе шести московских - Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, Московского педагогического государственного университета, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" и Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена начат пилотный проект по модернизации педагогического образования.

Хорошие школы - устаревшие педагогические программы. Такой парадокс сложился в последние годы в системе образования. Новый закон "Об образовании", Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога -  эти документы определяют сейчас политику существования и развития детских садов, школ, колледжей и вузов, правила обучения школьников и студентов, нормы подготовки педагогических кадров. Но вот педагогические институты пока продолжают учить по старинке, а не по новым технологиям и правилам. Закончив педвуз и придя в школу, новоиспеченные специалисты не знают, как развивать проектную деятельность у учеников, использовать так называемый "деятельностный подход", внедрять метапредметность.

При поддержке Министерства образования и науки РФ педагогические вузы страны разработали более 100 модулей основных профессиональных образовательных программ. Сейчас их осваивают почти четыре тысячи студентов. До конца года их будут учить педагогическим методикам, построенным на базе новых ФГОСов. Кроме того, планируется, что по таким модулям вскоре станут дистанционно заниматься студенты с ограниченными возможностями здоровья.

- Нередко мы предлагаем учреждениям образования изменить программу своей работы в рамках новых образовательных стандартов, а в ответ слышим: "Мы уже давно так работаем", - говорит Виктор Болотов, председатель Координационного совета по области образования "Образование и педагогические науки". - На самом деле они занимаются имитацией этих стандартов. Мы хотим оценить реальные потребности школы в качественных специалистах. И на базе этого составить контрольные цифры приема в вузы, чтобы понимать, сколько и каких специалистов нужно нашему обществу.

В рамках эксперимента в педагогических вузах появится "академический бакалавриат" и "исследовательская магистратура". Академический бакалавриат будет рассчитан на тех студентов, которые обучаются в непедагогических вузах, но чувствуют интерес к профессии учителя. Для них обучение построят по блокам - отдельно практика и отдельно теория. Также учиться в академический бакалавриат придут те, кто несколько лет назад получил непедагогическую специальность, а сейчас решил идти работать в школу. Исследовательская магистратура рассчитана на тех, кто собирается заниматься исследованием образования, которое позволит создать стратегию его развития.

- Исследовательская магистратура должна сформировать в будущем педагоге те компетенции, которые помогут ему, например, провести мини-исследования и понять, почему у некоторых учеников в классе есть проблемы с определенными разделами математики, - говорит Ирина Апыхтина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ. - Во время учебы будущие педагоги будут формировать свои портфолио, собирая свои учебные и практические результаты.

Если новые образовательные модули пройдут успешную защиту и апробацию, если в результате независимой оценки, то есть "экзамена на профпригодность", студенты, проучившиеся по новым модулям, покажут высокие результаты, отвечающие требованиям федерального государственного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога, то проект будет тиражирован и на другие вузы страны.

Как говорит председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова, на последнем съезде учителей подробно обсуждался вопрос тех компетенций, которыми должен обладать современный педагог. В-первых, это филигранное знание информационных технологий, потому что ученики в этом плане зачастую намного сильнее, чем учителя.  Во-вторых, умение использовать методику метапредметности. В-третьих, им необходимо иметь базу для работы в рамках новых федеральных стандартов и единой концепции по литературе и истории.

"Как только закончится апробация новых модулей, мы на своем заседании обсудим эти модули. И дадим рекомендации по реформированию педобразования", - сказала Валентина Ивановна. 

Мария СОЛОВЬЕВА

17.02.2015 

Ссылка на материал