Елена СМИРНОВА. "Мультфильмы в жизни современного ребенка". "Учительская газета"
СМИ о нас
«УГ Москва», №14 от 7 апреля 2015 года
19 марта 2015 года МГППУ и НИУ ВШЭ провели очередной семинар из цикла «Современное детство: теория и практика» на тему «Что смотрят наши дети: старые и новые мультфильмы». Разговор шел о том, в каком возрасте дети начинают смотреть мультфильмы, какие мультфильмы они смотрят, какие мультфильмы выбирают для детей родители, какие современные герои нравятся детям, все ли мультфильмы адресованы детям - как связаны свобода выбора и законодательные ограничения. Наибольший интерес участников семинара вызвало выступление научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елены СМИРНОВОЙ.
Наш центр уже давно занимается экспертизой игр и игрушек, но недавно мы провели экспертизу детских мультфильмов - работу для нас пионерскую и пилотную. Методика исследования мультфильмов возникла как дополнение, а может быть, и как некоторый контрапункт Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон ограничивает просмотры в связи с употреблением некоторой лексики в произведениях, предназначенных детям. Мы же решили, что неправильно и недостаточно лишь устанавливать некоторые рамки и запреты, что в дополнение к этому закону должны быть какие-то рекомендации. В соответствии с этим возникла мысль о том, что нужно выделить лучшее для детей, то, что для них полезно, что развивает их в определенных возрастах.
Мы попытались создать такую методику, которая бы позволила выбрать лучшие детские фильмы (а значит, и какие-то развивающие художественные произведения) с точки зрения психологов. Развитие мы понимали отнюдь не как какое-то обучение или освоение навыков, а как то, что развивает личность ребенка, когда он может узнать себя. Когда ребенок узнает себя, он проецирует события своей жизни на экран и соответственно принимает то, что на экране, на себя, его существование становится более реальным, более осознанным и осмысленным.
Когда ребенок смотрит художественный фильм, то происходит проекция реального смыслового пространства фильма, то есть он узнает какие-то события своей жизни в том, что смотрит. Таким образом, киноэкран может стать зеркалом, которое отражает и усиливает самоощущение, способствует самостановлению ребенка. Эта способность очень связана с возрастом ребенка, когда он может узнать и пережить события, происходящие на экране. Когда мы говорим о развивающем потенциале, то должны прежде всего иметь в виду, в каком периоде взросления ребенка это происходит.
Понятно, что перед нами в процессе создания методики возникли определенные трудности, связанные прежде всего с необходимостью участия психологов в оценке художественного произведения. У многих создателей мультфильмов это вызвало протест, удивление, какое-то отторжение, они даже говорили: «Зачем вы лезете в нашу художественную специфику?» Но поскольку речь идет о продукции для детей, то, видимо, возрастной психолог к этому может и должен иметь непосредственное отношение.
Мы были вынуждены каким-то образом оппонировать, анализировать, а значит, разложить художественное произведение на части, что тоже вызывало некоторые отторжение и непонимание авторов. При оценке мультфильмов мы столкнулись с необходимостью введения критериев, не допускающих четкой однозначности, предполагающих экспертную оценку, которая может быть различной в зависимости от позиции, мнения, квалификации и классификации эксперта: для одних экспертов фильм может быть высокохудожественным, для других - нет, такие споры мы постоянно ведем.
Итак, какие линии анализа мы реализовали? Прежде всего нас интересовали этические аспекты, этический ресурс фильмов. Несмотря на затертость этого понятия, любое художественное произведение все-таки имеет какой-то нравственный, моральный, этический вред, который может быть передан ребенку. Оценивать этот вред даже при каком-то своем ироническом отношении ко всем затертым понятиям мы обязаны. Нас интересовали также когнитивные особенности фильмов. Поскольку каждый фильм должен быть понят хотя бы приблизительно, ведь он расширяет мир ребенка, дает ему новые понятия, знакомит ребенка с ними, с какими-то новыми персонажами, с какой-то последовательностью событий, когнитивные характеристики фильма мы должны были учитывать. Нас интересовал и эмоциональный аспект, так как такое художественное произведение, как мультфильм, дает эмоции и нам надо было оценивать их сложность, глубину, модальность, то есть вещи, которые тоже связаны с возрастом ребенка. Нам были важны и модели поведения героев, так как ребенок всегда идентифицирует с собой героев фильма, всегда воспринимает их как своих, переносит их на себя. Важны были и технические характеристики произведений, это для нас был самый трудный момент, так как это не психологические, но тоже очень важные оценки.
Наиболее спорным был этический аспект. Что это такое? Мы исходили из разделения морали и нравственности, когда нравственность - присоединение, вовлечение во что-то очень человеческое, которое находит отражение в сопереживании, принятии чужого на себя, своей причастности к чужой жизни, представленной на экране. Фильм, который вызывает сопереживание, выход за пределы себя и включение в чужую жизнь, можно считать развивающим нравственность. Мораль - это наличие некоторых эталонов, форм поведения, которые показывают герои фильма. Как надо себя вести, что такое хорошо и плохо, что такое добро и зло - все это так или иначе представлено в поведении персонажей. Для каждого детского возраста есть разный уровень сложности произведения и разная степень равнозначности или многозначности тех или иных поступков. Оценка этических характеристик фильма не исчерпывается фиксацией отсутствия натуралистических и жестоких сцен, сцен разврата. Надо сказать, что моральные эталоны, возможность сопереживания достаточно неоднозначны, но без них нельзя оценивать художественное произведение. Детям хочется подражать героическим персонажам, им страшно быть отрицательными. У дошкольников только формируются этические инстанции, мы не можем считать, что они уже у них есть, но важно, чтобы они не были деформированы.
Художественный фильм всегда расширяет жизненные рамки ребенка, обогащает его новыми представлениями, событиями, знаниями. Восприятие художественных произведений требует от ребенка концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это, безусловно, способствует познавательному развитию ребенка. Один из центральных показателей познавательной ценности фильма - степень когнитивной сложности сюжета, наличие внятной логики событий для ребенка того или иного возраста. Количество и содержание сюжетных линий фильма также показатель его когнитивной сложности. Нужно учитывать также временную и логическую последовательность событий: для дошкольников желательна простая, линейная последовательность; для детей школьного возраста когнитивная сложность может возрастать. Еще один показатель когнитивного аспекта мультфильма - возможность включенности личного опыта в содержание фильма, соответствие его тематики особенностям жизнедеятельности ребенка. Ребенок должен видеть и узнавать в содержании фильма что-то свое, субъективное. Именно возможность включения себя, своего опыта в содержание фильма определяет его понимание. Конечно, содержание фильма может выходить за пределы личного опыта ребенка, но очень важно, чтобы оно попадало в зону его ближайшего развития, то есть соответствовало его жизненному опыту и помогало понять себя, свои желания и эмоции. Только в этом случае он будет вовлечен в содержание фильма, принимать и понимать его.
При оценке возрастной адресации фильма важно учитывать общий тематический контекст и его соответствие тому или иному возрасту. Особое внимание мы обращали на качество и доступность юмора, которые тоже можно отнести к когнитивным характеристикам мультфильма. Очень многие фильмы содержат совершенно не детский юмор - офисный, с эротическим подтекстом, который непонятен и совершенно не нужен ребенку. Очевидно, что понимание юмора тесно связано с возрастными особенностями детей, сложный, вербальный юмор, основанный на понимании подтекстов и ассоциаций, не соответствует уровню понимания дошкольников, более адекватен для них юмор положений, основанный на нарушении привычных стереотипов и представлений.
Модальность общего эмоционального фона должна быть позитивной для детей, - например, на суздальских фестивалях было очень много мрачных, черных, депрессивных мультипликационных фильмов, конечно, они не для дошкольников, но все же это мультипликационные фильмы, жанр вроде бы для детей. Эти фильмы притягивают их внимание, но абсолютно не подходят детям. Так или иначе в фильмах для детей нужно иметь положительный эмоциональный фон, передающий цельность и определенность. Тут должна быть не эмоциональная полифония, а ясная и четкая, которую передают разными средствами, разными действиями в одном направлении. Например, для взрослого фильма может быть использована страшная и трагическая музыка, это художественный прием, характеризующий какого-то персонажа, а для ребенка это дезориентация.
Модели поведения персонажей, пожалуй, главный критерий. Персонаж должен быть узнаваем, понятен (кто это, что это, как он движется, где живет), должны быть понятны его изменения, потому что каждый фильм имеет свою развертку, свой сюжет и в соответствии с этим изменения персонажа (узнал, потерял, расстроился). Событийная ткань должна отражать переживания персонажа, содержание его поступков и открытость мотивов поступков (зачем он пошел, что он нашел, что он ищет, куда он идет, что с ним случилось), все должно быть осмыслено.
Самыми сложными для нас оказались художественные характеристики, хотя нельзя не оценивать фильм с этой точки зрения. Мультфильм - художественное произведение, он должен быть на высоте, но это необходимое, но не достаточное качество, так как многие высокохудожественные фильмы не подходят для детей, проходят мимо их сознания. Кстати, продолжительность фильма - одна из темпоральных характеристик.
Как можно судить о соответствии фильма возрасту ребенка? Прежде всего наблюдая за выражением его лица, включенностью в просмотр, за подражанием действенным интонациям, которые очевидны, но отсрочены (их трудно зафиксировать сразу), за творческой активностью, желанием подражать, узнавать этот персонаж в других картинках. Одно из главных качеств - желание ребенка играть в мультфильм, продолжение мультфильма в его игре, так как дети играют только в то, что им интересно.
Зачем нужна разработанная нами методика? Прежде всего она дает возможность составления для детей на разных возрастных этапах списков лучших мультфильмов, которые будут полезны как для родителей, так и для распространителей информационной продукции для детей. Потребность в таком рекомендательном перечне лучших мультфильмов, обладающих развивающим потенциалом, особенно остро ощущают родители дошкольников. Наша мечта - чтобы в соответствии с нашими рекомендациями на телеканалах показывали лучшие детские мультфильмы с более точной возрастной адресацией. Но, конечно, мы очень надеемся, что наши исследования воспримут как руководство к действию сценаристы и режиссеры, которые создают детские мультфильмы, но при этом плохо знакомы с психологическими особенностями и возможностями детей младшего возраста.