Вся психология в одном университете

Алексей ЩЕГЛОВ. "Невеселые игрушки". Агентство национальных новостей

СМИ о нас

08.04.15 

Автор предлагаемого публицистического материала, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета, анализирует истоки и корни сегодняшнего идеологического многообразия, а также его трагические проявления и последствия в России. Отталкиваясь от факта прецедента продажи детям и подросткам в столичном «Детском мире» солдатиков в нацистской форме, автор материала ставит вопрос о необходимости более взвешенного подхода к дизайну и имиджу игр, поступающих в свободную продажу. 

Cовременная образовательная среда не ограничивается рамками школы, детского сада или ВУЗа. Практически весь столичный мегаполис сейчас является ее системообразующим элементом, а также важнейшим фактором социализации ребенка. Посредством городских и федеральных программ, средствами городского пейзажа и особого московского стиля жизни у детей формируются, прежде всего, образы и навыки успешной жизнедеятельности в целом, а также навыки коммуникации, общежития, взаимопонимания с окружающими. Немаловажным элементом социализации, в числе других, является формирование у подростка гражданской идентичности. Она определяется во многом идеологическими конструкциями, закрепляемыми в сознании ребенка и становящиеся элементами его личности, которые формируют, в том числе, и реализуемые им дальнейшие поведенческие сценарии. Старшее поколение до сих пор помнит заученные наизусть в советской школе идеологемы, и у каждого советского человека звуки Российского гимна вызывают из памяти слова «Союз нерушимый республик свободных…». Но современный мир изменился, и Конституция Российской Федерации сегодня запрещает такое явление, как государственная идеология (Статья 13 Конституции РФ). По сути, нынешнее идеологическое многообразие ограничено лишь требованием не допускать пропаганды ненависти и вражды по национальному, расовому, религиозному принципу, либо по принципу принадлежности к той или иной социальной группе и не провозглашать исключительность тех или иных социальных групп. Несмотря на множество критических замечаний по этому поводу, всем очевидно, что заидеологизированное государство на определенном историческом этапе развития оказывается не просто репрессивным механизмом в руках коррумпированных элит, но и проигрывает в конкурентной борьбе соперничающим державам, где развиваются политические и экономические свободы. Пример Советского Союза здесь весьма показателен. С другой стороны, многонациональные государства со сложными религиозными составами населения оказывались жизнеспособными только при условии наличия у их граждан единой идеологической платформы. Для античного Рима основополагающим было признание божественности гения правящего императора, в Священной Римской империи на первый план вышла католическая вера, Российская империя вслед за Византией была выстроена на основе православного вероисповедания… В любом случае, бесспорно, что для того, чтобы люди с различным культурным кодом смогли бесконфликтно жить в едином правовом пространстве, у них должен присутствовать определенный набор общих интересов, определяемый чем-то большим, чем просто экономическая целесообразность. В США, например, это концепция «богоизбранности» переселенцев и их потомков, обретших в результате перенесенных лишений и бедствий обетованную землю (фактически, США это в данной концепции новый Израиль, построенный на протестантском моральном кодексе). Вся процедура получения американского гражданства выстроена таким образом, чтобы привить кандидату ощущение избранности. Включаясь в круг избранных, неофит попадает в «плавильный котел», в котором он вынужден приспосабливать собственные идеологические воззрения, интересы и привычки к той среде, в которой теперь живет. Не смотря на динамичное развитие различных этнорелигиозных групп в США, антигосударственные тенденции там не играют значительной роли во внутренней политике, являясь, скорее, уделом маргиналов. Концепция «плавильного котла» на сегодняшний день демонстрирует удивительную стабильность.

В том же случае, когда государство идет иным путем и пытается реализовать деидеологизированную модель включения инокультурных граждан (к примеру, по варианту «мультикультуразизма», позволяющему каждому иметь собственные установки в отношении морали и нравственности), мы сталкиваемся с проблемными ситуациями. Так, сегодня Евросоюз, построенный по такому принципу, трещит по швам. Геттоизированное мусульманское население Европы неоднократно демонстрировало агрессию по отношению к материнской культуре. Агрессия эта, хоть и объясняется социально-экономическими причинами, но, очевидно, носит идеологический характер. Для арабов и африканцев, попавших в европейскую цивилизацию без необходимой идеологической подготовки, мир, в котором они оказались, является чужим и враждебным, и, следовательно, единственный вариант взаимодействия с ним – агрессия, рационализируемая через религиозные убеждения. Параллельно, коренное население под давлением мигрантов начинает сплачиваться вокруг националистических, а подчас и неонацистских лидеров, призывающих отвечать на агрессию агрессией, что способно довести ситуацию до крайности, до социального взрыва. Практически все случаи массовых беспорядков в странах Евросоюза стали почвой для роста числа приверженцев различных деструктивных идеологий – от джихадистского варианта Ислама до неонацизма, либо агрессивного анархизма. 

В случае развития негативного сценария, молодежь станет основной действующей силой революционного процесса. В связи с чем особенно болезненными будут последствия ошибок, допущенных в реализации программ воспитания подрастающего поколения. Пожалуй, только финансовое благополучие старой Европы сегодня является залогом спокойствия ее граждан, а в случае дестабилизации экономики народные волнения более чем вероятны. Пример обедневшей Греции, использующей в последнее время все чаще сепаратистскую риторику весьма показателен. По крайне мере, раскол между локомотивом Евросоюза – Германией – налицо. А как дело обстоит в России? 

Все чаще мы видим, как определенная часть общества у нас декларирует откровенно антигосударственную позицию. У экспертов и наблюдателей не вызвал удивления тот факт, что во время антиправительственных митингов в 2011-2012 годах на одних и тех же трибунах вещали ультралибералы и неонацисты, находящиеся на различных идеологических полюсах и сошедшиеся в одном – в ненависти к существующей системе управления страной. У самоорганизовавшихся в столице групп подростков можно было наблюдать самые разнообразные деструктивные поведенческие проявления – от агрессивного хулиганства на Манежной площади до погрома городской администрации в подмосковных Химках. И везде мотивация у молодых людей была отнюдь не меркантильная. Мы видели идеологически мотивированную толпу – особую социальную группу, деятельность которой достаточно подробно описана еще в конце XIX века французским психологом Густавом Лебоном. Оказывать на нее управляющее воздействие крайне затруднительно. В этой связи оставлять без внимания вопрос пропаганды деструктивных идеологических концепций было бы не просто недальновидно, но преступно. 

При этом на первый взгляд, сегодня большая часть общества объединена в патриотическом порыве: вернулся в родную гавань Крым. В тоже время в стране появились современные и мощные вооруженные силы. Мы вновь сконцентрированы на покорении космоса. Интенсивно развивается сегодняшнее сельское хозяйство… Вместе с тем, характеристикой современной России также является и колоссальное расслоение общества по экономическим показателям. Разница в заработных платах руководителей предприятий и рядовых сотрудников измеряется порядками. Практически все наемные работники обременены потребительскими кредитами, а их уровень жизни, тем не менее, не соответствует тому высокому стандарту, что внедряется в обществе посредством СМИ и современного массового искусства. Фактически, современные масс-медиа делают все, чтобы у современного подростка приблизить величину относительной неудовлетворенности социальными перспективами к критическим значениям, то есть максимально отдалить уровень желаемого благосостояния от его же ожиданий собственных достижений. Но именно эффект «революции завышенных ожиданий» лежит в основе всех тех насильственных реформ в современном мире, что получили название «цветных революций». Не находя реализации своим устремлениям в правовом поле, подросток начинает осуществлять различные варианты девиантного поведения и лишь приверженность деструктивной идеологии помогает ему сохранить в условиях социального конфликта позитивную «Я» - концепцию. Действительно, вместо тяжелого пути через получение образования и построение карьеры, политические резонеры рисуют картину быстрых достижений с минимальными трудозатратами через реализацию различных агрессивных сценариев. Основными идеологическими платформами здесь сегодня являются неонацизм и анархо-троцкизм - полярные идеологии, сходящиеся, по сути, в главном – в идее перераспределения произведенного товара насильственным путем либо по классовому (от производителя к люмпену), либо по национальному (от производителя к представителю «титульной нации») принципу. Современному подростку, находящемуся в ситуации экзистенциального поиска, сомневающемуся и ищущему, предлагается легкий путь. У революционеров накоплен солидный опыт борьбы за души, то есть опыт идеологической работы среди молодежи. Прошлые поколения оставили богатое литературное наследство – это и работы классиков марксизма-ленинизма, и труды лидеров НСДАП, положенные в основу идеологии Третьего Рейха. Сегодня эта литература вполне доступна. (Если «Майн Кампф» можно найти без проблем только на просторах Интернета, то менее известные и одиозные авторы широко представлены на полках столичных книжных магазинов, в том числе и самых крупных и посещаемых). Немаловажно также, что у современных деструктивных идеологических концепций есть весьма привлекательные внешние имиджи. Так, борьба с государством, с его историческим наследием, с народной памятью эстетизируется через внешне привлекательные образы, ее олицетворяющие. Быть «неонацистом» или «анархом» стало модным среди молодежи. В тоже время, предметы, свидетельствующие о принадлежности к той или иной деструктивной идеологической платформе не только сейчас доступны, но и очень привлекательны, так как выполнены на высоком технологическом и художественном уровне. Как следствие, у молодого человека формируется спрос на особый товар, имеющий под собой идеологический подтекст. Порой наличие запроса на чужие, враждебные символы откровенно поражает. Особенно ярким примером здесь является распространение в современной России эстетики Третьего Рейха, взятой на вооружение, как это ни странно, русскими националистами. Парадоксально, но страна, положившая в борьбе с германским нацизмом десятки миллионов жизней, сегодня наводнена юношами и девушками, украшенными свастикой и оправдывающими иностранную агрессию против СССР «зверствами сталинского режима». Построенная на отрицании собственной истории «подлинная историческая правда» ставит под сомнения все достижения России как государства – от реформ Петра до покорения Космоса и успехов в отечественной науке ХХ века. Хотелось бы обратить внимание на то, что в развитии таких феноменов, как распространение в России неонацизма, влияние привлекательных для молодежи негативных образов нельзя недооценивать. Многие эксперты отмечают, что никакой нацистской эстетики в СССР не было до момента выхода на экраны замечательного фильма, снятого режиссером Татьяны Лиозновой по не менее выдающемуся роману Юлиана Семенова «17 мгновений весны». Мы наблюдаем совершенно понятный с точки зрения социальной психологии феномен: работа, наполненная патриотическими идеями, имплицитно донесла до широких слоев населения следующее: «офицеры гестапо были удивительно элегантными интеллектуалами, никакими особыми злодействами себя не запятнавшими». Талантливо сыгранные величайшими советскими актерами роли сотрудников германской тайной политической полиции и разведки закрепили в подсознании у значительной части населения положительный образ эсэсовца, хотя режиссером, без сомнений, ставилась совсем иная задача. После выхода на экраны этой картины тысячи советских детей стали «играть в фашистов», а у определенной части из них идентификация себя с красавцами-офицерами закрепилась и перешла, например, в устойчивое увлечение «исторической реставрацией». Однако вслед за игрушками наступили серьезные последствия. Так, например, один из лидеров запрещенной судом неонацистской организации «национал-социалистическое общество» Максим Базылев, как и многие его соратники, был активным участником движения «реставраторов», и в перерывах между планированием убийств и национальной революции в России ездил, облачившись в нацистское обмундирование на различные мероприятия этих «любителей истории».

Очень многое в нашей жизни имеет корни в детских увлечениях. Поэтому, вполне очевидно, что направление энергии подростков в конструктивное русло – сегодняшняя задача не только для педагогов и родителей, ни и общества в целом. Современное общество, как никогда, обязано учитывать необходимость строгого регулирования идеологической направленности существующего контента в городском пространстве. Сегодня нельзя не обращать внимание на эффекты образов, используемых в оформлении города, и, как следствие, оказывающих влияние на сознание юных россиян. И если в сфере наружной рекламы и центральных телеканалов еще существуют условно дееспособные механизмы контроля, основанные на работе различных межведомственных комиссий и художественных советов, то в сфере потребительского рынка обнаруживаются серьезные пробелы. В субботу в сети Интернет одной из основных новостей стало известие о выставленных на продажу во вновь открывшемся «Детском Мире» на Лубянке бюстов и фигурок, изображающих солдат Вермахта и одиозных лидеров Третьего рейха. (Согласно комментариям представителей универмага их наличие в ассортименте товаров связано со стремлением пробудить у детей интереса к истории). Тревога в СМИ по этому поводу была поднята Расимом Акчуриным, генерал-полковником в отставке, одним из наиболее уважаемых представителей ветеранского сообщества Москвы (в качестве руководителя Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы). 

Действительно, представителями сферы торговли был выбран крайне странный способ воспитания у подростков чувства патриотизма. Сейчас данной ситуацией озадачены органы прокуратуры. Более того - Следственным комитетом возбуждено уголовное дело. Однако закономерный вопрос не должен, по нашему мнению, лишь сводиться к тому, чтобы покарать недальновидных ритейлеров. Лейтмотивы и последствия этой истории гораздо глубже. На сегодняшний день не существует механизма экспертизы товаров для детей с точки зрения их психологического развития и социализации. Задача производителя игрушек – удовлетворить спрос платежеспособных потребителей, а продавца – сделать процесс удовлетворения этого спроса максимально удобным. И здесь необходимо привлечь не только общественные инструменты и правоохранителей, важно, прежде всего, обратиться к экспертному сообществу. В нынешней ситуации, когда общество отдает на откуп рынку вопросы воспитания подрастающего поколения, к великому сожалению, прогноз на будущее тревожный. В вопросах социализации подрастающего поколения и, в частности, его патриотического воспитания, государственное регулирование для такой страны, как Российская Федерация, остается крайне актуальным. В случае использования строгого научного и общественно взвешенного подхода к данной проблематике принцип идеологического многообразия, закрепленный в Конституции, не будет нарушен.

Ссылка на материал