Зимняя психологическая школа - 2011
Новость
С 26 января по 30 января на базе ГОУ Центра «Поведники» проходила Зимняя психологическая школа МГППУ, основной целью которой являлась подготовка студентов, аспирантов и молодых ученых к научной и практической деятельности по вопросам работы с одаренными детьми. Тема школы: «Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка».
Программа ЗПШ-2011 составлена руководителем Городского ресурсного Центра одаренности МГППУ В.С. Юркевич.
Занятия в Школе проводили сотрудники МГППУ, являющиеся специалистами в данной тематике: Е.В. Арцишевская, Ю.Д. Бабаева, А.А. Григорьев, М.К. Кабардов, А.А. Медынцев, Д.В. Ушаков, В.С. Юркевич, а также сотрудники школы «Интеллектуал»: Ю.Б. Тихорский, И.Е. Шишова, А.О. Белинский. Кроме того Школу посетил доктор психологических наук Д.А. Леонтьев.
В программу ЗПШ-2011 входили:
- Теоретические занятия;
- Практические занятия;
- Просмотр научных и научно-популярных фильмов по психологической проблематике с последующим обсуждением.
Основными задачами Школы являлись:
1. Углубление знаний по общим проблемам когнитивного развития человека:
- Современные проблемы изучения интеллекта;
- Психология и психофизиология развития креативности.
2. Знакомство с современными направлениями работы с одаренными детьми:
- Развитие одаренности в детском возрасте;
- Диагностика общей (умственной) одаренности и творческих способностей;
- Диагностика и развитие эмоционального интеллекта;
- Диагностика и развитие социального интеллекта;
- Проблемы развития одаренных детей;
- Инновационные образовательные стратегии развития одаренности;
- Психологическое консультирование в работе с одаренными детьми, подростками и молодежью;
- Работа психолога в школе для одаренных детей.
3.Обучение навыкам научной работы по проблематике одаренности:
- Обсуждение представленных проектов исследований (обоснований планируемых исследований, проблемных эссе, докладов и статей);
- Овладение навыками научных выступлений (содержательные и формальные требования к научным выступлениям, презентациям, рецензированию, участию в научных дискуссиях).
4. Освоение практических навыков работы с одаренными детьми:
- Учебное проведение диагностических мероприятий;
- Учебное проведение консультативных мероприятий;
- Учебное проведение практических занятий с одаренными детьми, подростками и молодежью.
5. Просмотр и обсуждение фильмов по психологической проблематике (по индивидуальному или групповому выбору).
В работе школы принимали участие студенты с факультетов ПК, СО, ЮП, ПО, аспиранты с факультетов ЮП, ПО, из Городского ресурсного центра одарённости и Центра исследования и развития одаренности МГППУ.
Программа ЗПШ была очень насыщенной, что требовало от участников максимальной отдачи и включенности в работу. С самого первого дня проведения Школы началась активная работа не только студентов, аспирантов, но и приглашенных преподавателей.
Открыл Зимнюю психологическую школу-2011 проректор по научной работе МГППУ Ю.М. Забродин. Участникам представилась возможность посмотреть видеофильм с пожеланиями и наставлениями проректора. Далее с лекциями выступили В.С Юркевич: «Работа с одаренными детьми и подростками (введение в проблему)» и Д.В. Ушаков «Дискуссионные проблемы психологии одаренности: от теории к практике». Вечером был просмотр фильма о работе школы-интерната «Интеллектуал» с последующим обсуждением. Было задано огромное количество вопросов. Участников очень заинтересовала не только сама школа, но и то, какие там практикуют методы работы с детьми, какие методики используют при приеме в данную школу и пр.
Также, в течение других дней, с лекциями выступили такие известные преподаватели, как: Е.В. Арцишевская и М.К. Кабардов «Природные особенности общих и специальных способностей, одаренностей», Ю.Д. Бабаева «Дискуссионные проблемы психологии одаренности», А.А. Григорьев «Факторы популяционных оценок интеллекта, А.А. Медынцев «Психофизиологические корреляты креативности», а также Д.А. Леонтьев, рассказавший о Зимних психологических школах, которые проводил еще его дед, А.Н. Леонтьев, и провел дискуссию по теме детской одаренности. Участникам ЗПШ была дана возможность выступить со своими проектами и задать необходимые вопросы, которые в дальнейшем помогут им в полной мере провести свои исследования и получить достоверные результаты.
Особенно запоминающимся моментом Школы стала вечерняя «Свечка», т.е. подведение итогов дня, которая создавала особую атмосферу сплоченности коллектива и заинтересованности присутствующих в программе на следующий день.
Выступления участников Школы со своими проектами проходили в течение трех дней. По инициативе преподавательского состава, выступающих разделяли на 2 группы, что позволило уделить каждому проекту большое количество времени.
Было заслушано большое количество работ: П.А. Банников и И.М. Назаркина «Принципы и методы выявления одаренности у детей», С.Е. Башмакова «Индивидуальные факторы развития способностей и одаренности», С.В. Будыкин «Латентные проявления нераскрытых способностей у детей как фактор девиантного поведения», А.В. Дегтярев и Д.А. Фадеева «Эмоциональный интеллект. Проблема изучения», С.С. Ермаков «Диагностика уровня развития теоретического мышления как показателя уровня интеллектуальных способностей у младших школьников», Ю.З. Колотова и А.О. Трохинина «Одарённость - как ресурс для коррекции девиантного поведения», Е.М. Лаптева «Эмоциональная подсказка при решении анаграмм», А.Г. Лобанов «Взаимосвязь способностей и достижений в различных предметных областях», А.Н. Неврюев «Исследование взаимосвязи креативности и статуса личности в учебной группе», И.Г. Пуховская «Особенности дезадаптации у одаренных детей», Ю.Н. Рудой «Исследование влияния эстетического опыта на развитие эмоционального интеллекта», А.С. Топилин и А.А. Ульянова «Проблема социализации и адаптации одаренных детей», А.Ю. Шикунова «Представления о собственной жизни у современных старшеклассников». Преподаватели отметили широкий охват и актуальность тем выступлений, высокий уровень представленных работ.
Все участники ЗПШ отметили высокий уровень организации работы Зимней психологической школы и содержательность ее научной программы.
Им удалось ознакомиться с тематикой «одаренности» и прочувствовать все проблемы, которые возникают при работе с данной категорией детей.
Работу Школы организовали проректор по учебной работе Ю.М. Забродин, начальник управления КП НИР и подготовки научных кадров Е.Н. Задорина, сотрудники управления КП НИР и подготовки научных кадров Т.Р. Новикова, Е.В. Логинова.
Текст подготовлен
сотрудником Управления КП НИР и подготовки научных кадров Т.Р.Новиковой.