Вся психология в одном университете

23.03 А. Казьмин: Теория процессуального анализа

Новость

23.03 А. Казьмин: Теория процессуального анализа

23.03 А. Казьмин: Теория процессуального анализа

Лектор: Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ

Тема: Теория процессуального анализа

Лектор расскажет о разработанной им теории процессуального анализа и её применении в решении практических задач клинической психологии раннего детства.

Теория процессуального анализа – это новый взгляд на хорошо известные явления психической реальности, генетически связанный с теоретическими разработками представителей российской научной школы: И.М. Сеченова, Н.Я. Грота, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина.

В лекции представлены источники, основные понятия, положения, объясняющие потенциал теории процессуального анализа, сопоставление с другими теоретическими концепциями психического отечественных и зарубежных авторов.

Возможности практического применения теории раскрываются на примерах компьютерной диагностики психических функций у детей в возрасте 2-7 лет, стратегии поддержки развития детей с расстройствами аутистического спектра, детской игровой терапии, разработки инклюзивных образовательных программ для дошкольников.

Смотреть лекцию

Отчет

В начале лекции Александр Михайлович рассказал о сфере своих профессиональных интересов и о том, почему заинтересовался данной тематикой.

Далее лектор перешел к вопросам: как устроен разум человека (в норме, при нарушениях развития), как обучать и поддерживать детей первых лет жизни с нарушениями развития и психического здоровья. Рассказал о работе головного мозга с позиции следующих теорий: Модель психического акта (Н.Я. Грот, 1880); Теория функциональных систем (П.К. Анохин, 1935), Модель устройства мозга как субстрата психической деятельности (А.Р. Лурия, 1970).

Александр Михайлович представил разрабатываемую им теорию процессуального анализа. Цель разработки теории: оптимизация  клинического мышления специалистов, работающих  с детьми  первых лет жизни с выраженными нарушениями развития и их семьями. Суть разработки: создание компактного понятийного аппарата, описывающего известные факты строения ЦНС, свойства, феномены развития и нарушения психики. Методы  разработки: формирование понятий с минимальным количеством степеней свободы; мысленный эксперимент. Основными понятиями и положениями теории процессуального анализа являются активация, нейрональные группы, психические события, психические процессы, внутренняя реальность.

Далее лектор перешел к описанию Модели психического, которая состоит из четырех блоков: информационный блок, двигательный блок, блок генерации психических состояний, управляющий блок. Александр Михайлович описал основные понятия теории: реактивные психические процессы – «психические реакции», функциональные психические процессы – «психические функции»; описал схему реализации  реактивных психических процессов и схему реализации функциональных психических процессов.

Далее лектор перешел к таким понятиям, как психофенотип (свойства психики, обусловленные особенностями биохимических и биофизических процессов, структурой мозга) и ноотип (приобретенный опыт).

Процессуальный анализ межличностного взаимодействия включает в себя четыре аспекта: совместные действия, совместное внимание, совместное управление (корегуляция), совместное переживание аффектов. Существует четыре позиции взаимодействия партнера: доминирование, подчинение, сотрудничество, независимость. Ситуация взаимодействия – комбинация позиций взаимодействия партнеров. Сценарий взаимодействия – динамика  ситуаций взаимодействия.

В заключительной части лекции А.М. Казьмин рассмотрел возможности применения процессуального анализа: 

  • в психологическом обследовании ребенка (игровые компьютерные методики: интересны, вариабельны, инструментально доступны, интерактивны)
  • в реализации компетентностного подхода к инклюзивному дошкольному образованию (ребенок приобретает новые знания, осваивает новые действия, учится использовать опыт в новых ситуациях, активен и проявляет интерес)
  • в интерактивной игровой терапии (реконструкция проблемной ситуации, экспериментирование, поиск новых решений, позитивный аффект)