Вся психология в одном университете

"Инклюзия без иллюзий: актуальные вопросы обучения детей с РАС". Портал "Российское образование"

СМИ о нас

До недавнего времени инклюзивное образование в России считалось «закрытой» темой – очень мало «особых» детей имели шансы прийти в обычные классы и учиться вместе со своими ровесниками. Но сегодня ситуация переменилась, и многие школы готовы открывать ресурсные классы, готовые принять ребят с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Скажем сразу, что проблема совместного обучения обычных детей и детей с РАС уже давно является предметом дискуссий психологов, педагогов и родителей. В начале следующего учебного года многие школы примут к себе «особых» учеников, и сегодня мы вместе с авторской группой проекта «Инклюзивная молекула», направленного на развитие ресурсных классов, расскажем о поведенческих особенностях ребят с РАС и различных аспектах обучения их в обычных школах.

Ответы на вопросы, волнующие администрацию школ и родителей, давали специалисты образовательных учреждений, где обучаются дети с РАС, а также представители общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом. Рецензентом выступил Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).

Особенности детей с РАС

Иногда бывает так, что детей с РАС практически невозможно отличить от их сверстников – определенные нюансы их поведения заметны только специалистам. Но все же в большинстве случаев особенности эти проявляются при непосредственном общении.

Так, например, ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать зрительный контакт в процессе разговора, не отвечая на вопросы, и складывается ощущение, что он вообще не замечает, что к нему кто-то обращается.

Бывает и другая ситуация: дети с РАС способны говорить на интересующие их темы без остановки, опять же не реагируя на то, что собеседники хотят завершить беседу.

Этим ребятам, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, они не могут понять слова, употребленные в переносном значении, а также иронию. 

Особенности речевого развития у детей с РАС могут варьироваться – от полного отсутствия речи до небольших интонационных отличий.

Неравномерное обучение

Некоторые дети с РАС начинают читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, они могут настолько серьезно увлечься каким-либо предметом, что будут ориентироваться в нем гораздо лучше своих ровесников.

И тем не менее, следует помнить, что у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно, у них есть как сильные, так и слабые стороны.

Сильными сторонами являются зрительное восприятие, внимание к деталям и большой объем механической памяти. Слабыми – непонимание общего смысла текста, фрагментарное восприятие устной речи. Ребенок с РАС обычно пересказывает прочитанное заученными фразами, а при решении задач у него возникают сложности, поскольку арифметические действия он умеет выполнять, но общее условие задачи ему понять сложно.

Внимание, раздражители

Очень важно знать, общаясь и работая с детьми с РАС, что у них есть определенные особенности развития сенсорной сферы. Так, некоторые ребята не переносят громких звуков или яркого света, для них источником дискомфорта может стать запах или прикосновение, при этом окружающим эти раздражители не доставляют ни малейшего неудобства.

И в результате то, что воспринимается как странность в поведении, на самом деле является реакцией на сенсорный раздражитель, причиняющий большие неудобства или даже боль.

Следует знать также, что дети с РАС иногда успокаивают себя с помощью привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки они могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

Ссылка на материал