Вся психология в одном университете

Международный симпозиум «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики»

Новость

Image_1

Image_1

16-17 сентября прошел международный симпозиум, посвященный 80-летию со дня рождения Василия Васильевича Давыдова. Симпозиум   проводился усилиями ведущих научно-исследовательских и образовательных психологических Центров России - Психологическим институтом РАО, Московским городским психолого-педагогическим университетом и их зарубежными партнерами.

Тема симпозиума – «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики»

Цель симпозиума – обсуждение широкого круга вопросов, связанных с экстраполяцией идей В.В.Давыдова на проектирование  школьного обучения  и психолого-педагогическую поддержку модернизации общего образования.

Основные направления работы симпозиума:

  •     Вклад научной школы В.В.Давыдова в развитие психологической науки и образования
  •     Теория учебной деятельности в проектировании системы общего образования
  •     Идеи  развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы


Первый день работы симпозиума проходил в стенах Психологического института РАО, директором которого был В.В.Давыдов в течение более 10 лет. Открыл симпозиум В.В.Рубцов – акад РАО, директор ПИ РАО, ректор МГППУ .
В своем выступлении В.В.Рубцов  обозначил основные направления деятельности В.В.Давыдова, отражающие яркие стороны его личности , рассказал об учреждении в МГППУ стипендии им. В.В.Давыдова.

Участников симпозиума приветствовала Л.В.Берцфаи – жена и соратник В.В.Давыдова (см. фото).  Она рассказала о работе В.В.Давыдова с сотрудниками его лаборатории над учебником математики, а также о его работе со своими учениками – аспирантами.

Пленарное заседание продолжили участники симпозиума со своими докладами:

В.П.Зинченко (акад.РАО, д.психол.н., проф.) «Опыт думанья о думанье»
С.Веджетти (профессор Первого Римского Университета «Сапиенца», Италия) «Роль теории развивающего обучения В.В.Давыдова в решении задач образования 21 века»
В.И.Слободчиков (акад. РАО, д.психол.н., проф.),  Е.И.Исаев (д.психол.н., проф.) «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова»
Л.Ф.Обухова (член-корр. РАО, д.психол.н.,проф.) «В.В.Давыдов – ученый из научной школы П.Я.Гальперина»
В.С.Собкин (акад.РАО, д.психол.н.,проф.) «Искусство и развитие личности»
перерыв
В.С.Лазарев (акад. РАО, д.психол.н., проф.) «Проблема формирования умственной деятельности в теориях П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова»
Ю.В.Громыко (д.психол.н.,проф.,член РАЕН) «Мыследеятельностная педагогика и теория развивающего обучения В.В.Давыдова»
Б.Д.Эльконин (д.психол.н.,проф.) «Что такое общий способ действия? »
В.Василев (д. психол.н.,проф.Пловдивского университета, Болгария) Когнитивные схемы и рефлексивные действия в структуре учебной деятельности»
Кудрявцев В.Т. (д.психол.н.,проф.) "Становление системы РО: от развивающего обучения - к развивающему образованию".

17 сентября работа симпозиума была продолжена  в здании МГППУ, в аудитории имени В.В.Давыдова. Открывая собрание,  В.А.Гуружапов рассказал об идее создания именной аудитории и возможностях ее использования в учебном процессе ВУЗа.

Работа проходила в формате круглых столов:

- «Теория и практика проектирования  технологии развивающего обучения» (ведущий круглого стола – Б.Д.Эльконин)
-  «Идеи  развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя для новой школы» (ведущие круглого стола – А.А.Марголис, В.Л.Соколов)

В обсуждении вопросов, связанных с теорией и практикой проектирования технологии развивающего обучения, приняли участие  авторы программ и учебно-методических пособий РО, разработчики новых технологий обучения, педагоги, психологи:

Алексеева Л.Н., к. психол. н.,  зам директора НИИ ИСРОО. «Деятельность учащихся по осовению способов рефлексивной работы в учебном процессе начальной школы.
Александрова Э.И. д. пед.н., проф. кафедры начального и  дошкольного  образования  АПК и ППРО (Москва)
" Основные условия реализации идей равевающего образования в практике начального обучения"
Островерх О.С.  канд психол.н. Гимназия №1 «Универс»( Красноярск) "Практика развивающего   обучения в школе возраста".
Чудинова Е.В. канд психол.н. ст.н.сотр.ПИРАО (Москва) "Проблемы организации моделирования в учебной деятельности".
Высоцкая Е.В. канд психол.н. ст.н.сотр. ПИРАО (Москва) «Подходы к построению учебного предмета: деятельностный аспект»
Цукерман Г.А.  д.психол.н. , вед.н.сотр. ПИРАО (Москва) "Развитие учебной самостоятельности средствами обучения".
Богоявленская М.Е. к.психол.н., н.с. НИИ ИСРОО,
Нестеренко-Костенко И.В., к.эконом.н., н.с. НИИ ИСРОО (Москва)
«Психолого-педагогическая диагностика в системе развивающего обучения: процессуальный подход»
Соколов В.Л. к.пс.н., доцент кафедры «Педагогическая психология» МГППУ
«Возможности предметной диагностики для оценки  рефлексии как универсального учебного действия»

В обсуждении вопросов, связанных с реализацией идей развивающего образования в системе профессиональной подготовки учителя, приняли участие психологи, преподаватели ВУЗов, учителя РО.

С развернутыми сообщениями выступили:

- Хасан Б.И. д.психол.н. , зав. каф. психологии развития СФУ (г.Красноярск)
«Педагогика и психология  развития  в практике профессионального образования»
- Каминская М.В.докт.психол.н.. РГГУ
 "Какая модель профессионализма лежит в основе подготовки учителя новой школы?".
- Федекин И.Н, к. псх. н, зав. кафедрой педагогики и психологии НГПИ (г. Набережные Челны)
"Структура профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения"
- Репина О.К., к. псх. н, начальник научно-исследовательского сектора НГПИ (Набережные Челны)
"Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС"
- Половкова М.В., к. психол. н.,  зам директора НИИ ИСРОО
« Постановка и пути решения проблем педагогического профессионализма в мыследеятельностной педагогике».
- Шаталина В.В. , к. психол. н., сотр. отдела изучения опыта зарубежного образования,МГППУ
 "Опыт наблюдений за образовательными процессами  в школах Великобритании и развивающее образование."

Резолюция по итогам работы симпозиума

Большое количество участников симпозиума и разнообразие тем докладов позволяют говорить о том, что научная школа В.В.Давыдова является одной из развивающихся научных школ России и имеет высокий авторитет за рубежом. Идеи научной школы В.В.Давыдова чрезвычайно актуальны как для развития психологической науки, так и для практики современного образования. Ряд теоретических положений, выдвинутых В.В.Давыдовым,  реализован в стандарте общего начального образования 2-поколения. Наиболее интенсивно ведутся  фундаментальные и прикладные исследования  в следующих направлениях:

- психологические основы развития высших форм сознания человека;
- проектирования современных развивающих образовательных практик;
- психология учебной деятельности;
- психологическая поддержка внедрения стандартов общего начального образования 2-поколения;
- психологическая подготовка учителя для новой школы.

В работе симпозиума приняли участие  педагоги, психологи, директора и сотрудники научных центров, студенты, аспиранты, учителя из московских школ, работающих по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова: школа № 91, №368 «Лосиный остров», гимназия №1554, ЦО 1481,школа № 1277, ЦО №1804, школа «Бакалавр», гимназия №10 г. Пушкино МО (статистическая справка об участниках симпозиума).

В течение двух дней работы симпозиума проводилась видеосъемка. Материалы видеосъемки могут быть использованы для широкого освещения мероприятия  на сайтах МГППУ, а также в учебном процессе,  при обучении  студентов, магистров и аспирантов в МГППУ.

По итогам работы симпозиума готовится специальный выпуск журнала «Психологическая наука и образование».