21.05 Презентация результатов «Московского мониторинга выявления одаренных и высокомотивированных детей»
Релиз
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования городы Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРЕСС-СЛУЖБА
Пост-релиз от 22.05.2013
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
По заданию Департамента образования города Москвы в 2012-м учебном году МГППУ провел «Московский мониторинг выявления одаренных и высокомотивированных детей». В мониторинге (по объему и задачам ему нет равных) участвовало более 8 000 детей (возраст - 9-16 лет) из 63 московских школ, расположенных во всех 10 административных округах столицы.
Задачи мониторинга
- Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей).
- Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность).
- Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников.
Выявлялось три параметра развития и деятельности школьника:
1. Одаренность. Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США) На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права.
2. Мотивация. Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация развития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
3. Достижения. Регистрировались успехи школьника в учебной (успеваемость) и внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно – исследовательская работа).
Выборка
В Московском мониторинге одаренности участвовало 60 школ из 10 округов Москвы. Кроме того проводилось обследование учащихся трех специализированных школ, в которых применяются инновационные образовательные стратегии для работы с одаренными и высокомотивированными школьниками.
Всего обследовано 8 917 школьников 3-10-х классов. В обработку включены результаты 7305 школьников, так как в анализ по разным причинам (не все данные, испорчен бланк, повышена вероятность списывания) вошли не все протоколы.
Результаты и выводы
1. В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %. Это означает, что каждая школа должна использовать определённые стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми.
2. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей.
3. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей, и необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики.
4. Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить адекватной характеристикой развития способностей и (или) мотивации саморазвития школьников.
5. В среднем примерно 40% учителей вполне адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. В специализированных школах доля учителей, достаточно точно оценивающих своих учеников, возрастает до 75%. Таким образом, значительная часть учителей недостаточно подготовлена как для выявления одаренных детей, так и для соответствующей работы с этим контингентом детей. Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
Предложения
1. Для администраторов школ, учителей и психологов предлагается обучение в магистратуре МГППУ по профилю «Психология и педагогика образования одаренных детей». Обучение двухгодичное. Документы принимаются с 17.06. по 25.07.2013. Тел. 8 (499) 259-17-38 (раб), 8 (915) 131-20-84 (координатор магистратуры).
2. Руководителям школ предлагается направлять своих учителей и психологов на обучение работе с одаренными и высокомотивированными детьми в системе профессиональной переподготовки учителей. Выдается сертификат. Тел. 8 (499) 256 -10-27, 8 (916) 343-17-93
3. С октября 2013 года будет действовать ежемесячный семинар для администраторов, учителей и школьных психологов, где будут обсуждаться наиболее значимые проблемы работы с одаренными и мотивированными детьми. Заявки на участие и свои предложения направлять по адресу: YurkevichVS@mgppu.ru.
Презентация Московского мониторинга одаренных детей
Контактная информация:
Телефон: +7 495 632 94 88
E-mail: press_center@mgppu.ru
Лев Кулаков