Вся психология в одном университете

21.05 Презентация результатов «Московского мониторинга выявления одаренных и высокомотивированных детей»

Релиз

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования городы Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРЕСС-СЛУЖБА

Пост-релиз от 22.05.2013

ЧТО ДЕЛАТЬ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 

По заданию Департамента образования города Москвы в 2012-м учебном году МГППУ провел «Московский мониторинг выявления одаренных и высокомотивированных детей». В мониторинге (по объему и задачам ему нет равных) участвовало более 8 000 детей (возраст - 9-16 лет) из 63 московских школ, расположенных во всех 10 административных округах столицы.

Задачи мониторинга

  • Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей).
  • Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность).
  • Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у  школьников.

Выявлялось три параметра развития и деятельности школьника: 

1. Одаренность. Определялись общие (умственные) способности, являющиеся  основой  всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. В мониторинге  использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания),   и  тест  «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США) На обе эти методики  МГППУ имеет соответствующие юридические права.

2. Мотивация. Выявлялась  мотивация  саморазвития - деятельная потребность ребенка,  направленная на  рост  и  реализацию его интеллектуальных, творческих  и личностных возможностей. Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация  развития включает  два показателя: потребностную сферу (познавательная  потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной  самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.

3. Достижения. Регистрировались успехи школьника в учебной (успеваемость) и   внеучебной деятельности (олимпиады,  конкурсы,  проектно – исследовательская работа).

Выборка

В Московском мониторинге одаренности участвовало 60 школ из 10 округов Москвы. Кроме того проводилось обследование учащихся трех  специализированных школ, в которых применяются инновационные образовательные стратегии для работы с   одаренными  и высокомотивированными школьниками. 

Всего обследовано 8 917 школьников 3-10-х классов. В обработку включены результаты 7305 школьников, так как  в  анализ по разным причинам  (не все данные, испорчен бланк, повышена вероятность списывания) вошли не все протоколы.

Результаты и выводы

1. В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет  примерно 10 %. Это означает, что каждая  школа должна  использовать определённые стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. 

2. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей  в среднем почти в  4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько  с  наличием  конкурсного отбора, сколько с использованием  эффективных образовательных стратегий  обучения и развития детей.

3. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания  выявляют лишь небольшую часть детей, и необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики.

4. Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. При этом треть одаренных и высокомотивированных  детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить адекватной характеристикой развития способностей и (или) мотивации саморазвития школьников.

5. В среднем примерно  40%  учителей вполне  адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников.  В специализированных школах доля учителей, достаточно точно  оценивающих своих учеников, возрастает до 75%.   Таким образом, значительная  часть учителей недостаточно подготовлена как для выявления одаренных детей, так и для соответствующей работы с этим контингентом детей. Необходима специальная подготовка  администраторов  школы  и учителей  для организации  эффективной системы работы с  одаренными и высокомотивированными детьми.

Предложения

1. Для администраторов школ, учителей и психологов предлагается обучение в   магистратуре МГППУ  по профилю «Психология и педагогика образования одаренных детей». Обучение двухгодичное. Документы принимаются с 17.06. по 25.07.2013. Тел. 8 (499) 259-17-38 (раб), 8 (915) 131-20-84 (координатор магистратуры).

2. Руководителям школ  предлагается  направлять своих учителей и психологов  на обучение   работе с одаренными и высокомотивированными детьми в системе профессиональной переподготовки учителей. Выдается сертификат. Тел. 8 (499) 256 -10-27, 8 (916) 343-17-93

3. С октября 2013 года будет действовать ежемесячный семинар  для администраторов, учителей и школьных психологов, где будут обсуждаться наиболее значимые  проблемы работы с одаренными и мотивированными детьми. Заявки на участие и свои предложения направлять по адресу: YurkevichVS@mgppu.ru.

Презентация Московского мониторинга одаренных детей

Достижения одаренных детей

Контактная информация: 

Телефон: +7 495 632 94 88

E-mail: press_center@mgppu.ru

Лев Кулаков