Вся психология в одном университете

18 мая 2015 года в МГППУ прошла Всероссийская конференция по обсуждению итогов апробации новых модулей ОПОП магистратуры по укрупненной группе специальностей (направление подготовки - психолого-педагогическое образование)

Релиз

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования городы Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРЕСС-СЛУЖБА

Пост-релиз от 1.6.2015

ПЕДАГОГИ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ: ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ

18 мая 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла Всероссийская конференция по обсуждению итогов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «образование и педагогика» (направление подготовки - психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (промежуточные итоги).

Участники конференции - организаторы уникальной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», представители шести вузов – сетевых партнеров по проекту, а также Министерства образования и науки Российской Федерации обсудили результаты 2-го этапа разработки и апробации инновационной образовательной программы и ее перспективы. Эта программа, которая готовит крайне востребованных нашей образовательной системой специалистов – педагогов-исследователей, была разработана в ходе реализации пилотного проекта модернизации педагогического образования, начатого Минобрнауки РФ в 2013 году. К участию в программе МГППУ удалось привлечь известных российских и зарубежных профессоров, признанных во всем мире специалистов в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.

Открывая конференцию, собравшую в МГППУ более ста участников, педагогов и специалистов из разных регионов Российской Федерации, ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО Виталий РУБЦОВ подчеркнул, что работы научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, их последователей - Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова «заложили мощную научную базу для системы развивающего образования, когда организация учебной работы взрослых и детей стала строиться по типу учебной деятельности».

Подчеркивая особую актуальность новой магистерской программы МГППУ, Виталий Рубцов отметил, что именно деятельностный подход в образовании лег в основу недавно принятого Федерального стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога, который начнет действовать во всех образовательных учреждениях страны с 1 января 2017 года.

Александр СОБОЛЕВ, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, приветствуя участников всероссийской конференции, заявил о том, что в этом году на рынок труда из стен образовательных учреждений выйдет около 800 тысяч специалистов и бакалавров, которые могут поступать на магистерские программы:

- Российская образовательная система должна быть к этому готова. Разработка моделей практико-ориентированной исследовательской магистратуры в этом контексте оказывается крайне востребованной.

С этой точки зрения, программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» представляет огромный интерес. Такие магистерские программы, по мысли Александра Соболева, помогут «наработать новые, отрефлексированные практики и кейсы и превратить их в конкретные технологии».

- Мне как эксперту всё это безумно интересно, - заключил Александр Соболев. - Если на самом деле удастся развернуть деятельностный подход и практику в педагогике в осмысленные технологические схемы, то это будет очень серьезный шаг не только в реализации конкретной магистерской программы, но и в построении всего психолого-педагогического образования в Российской Федерации.

Виктор БОЛОТОВ, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», обращаясь к коллегам в зале, заявил, что паллиативные программы развивающего обучения, всего лишь имитирующие деятельностный подход (это когда учителя говорят: «У нас дети всегда всё делают сами: что велим им, то и делают»), не имеют ничего общего с принципами культурно-исторической психологии.

В этом смысле, разработанная МГППУ программа исследовательской магистратуры, основанная на идеях Выготского, Давыдова, Эльконина, Ильенкова, является, по словам Виктора Болотова, «самой важной из тех программ, которые мы разрабатываем в рамках проекта по модернизации педагогического образования».

Выступивший на конференции Александр СИДОРКИН, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ «Высшая школа экономики», рассказал участникам конференции о зарубежном опыте разработки магистерских программ. При апробации и внедрении новых образовательных программ, подчеркнул Александр Сидоркин, всегда возникает «естественное сопротивление среды», поэтому программы должны быть адресными, ориентированными на тех педагогов, которые будут их реализовывать.

Аркадий МАРГОЛИС, кандидат психологических наук, профессор, первый проректор МГППУ, научный руководитель сопровождения проектов прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, в своем концептуальном выступлении подробно остановился на деятельностном подходе в подготовке педагога-исследователя.

- К модернизации образования нельзя подходить формально. Если на выходе из проекта мы получим программы, которые ориентированы на штамповку педагогов, освоивших набор стандартных, типовых действий (клише) и неспособных отрефлексировать собственные профессиональные действия, то мы в который раз получим то, что Л.С. Выготский называл фельдшеризмом. Что сможет предпринять такой педагог, когда, придя в школу, в первом же классе столкнется с «нетиповым» ребенком или «нетиповой» проблемой?

Подготовка будущих педагогов должна быть направлена на формирование способности к построению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и профессионального стандарта, в основу которых был положен деятельностный подход.

Характеризуя новый тип педагога, организующего обучение учащихся как учебную деятельность, Аркадий Марголис подчеркнул:

- Педагог должен, во-первых, выполнять основные трудовые действия, предписываемые профессиональным стандартом. Во-вторых, он должен быть рефлексивным педагогом, умеющим перестраивать профессиональные действия в процессе индивидуализации обучения. Наконец, педагог должен осуществлять перестройку и развитие своих профессиональных действий не методом проб и ошибок, а на основе научного исследования, встроенного в профессиональную деятельность. А это означает, что он должен владеть исследовательскими компетенциями, т.е. быть педагогом-исследователем.

Особый интерес у участников конференции вызвало яркое и эмоциональное выступление автора и руководителя магистерской программы «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» Виталия РУБЦОВА, рассказавшего об итогах апробации новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование).

- Суть нашей программы, - подчеркнул Виталий Рубцов, заключается в том, что она строится на практико-ориентированной, деятельностной основе. Будущий педагог в процессе обучения осваивает особую исследовательскую деятельность: он должен научиться организовывать, изменять, развивать и перестраивать саму учебную деятельность, овладеть обобщенным способом исследовательской деятельности, приобрести дополнительные исследовательские компетенции, позволяющие проектировать так называемый «шаг развития» деятельности.

Выступая на конференции. Виталий Рубцов впервые в теоретический и практический обиход ввел понятие «методист-исследователь», который, в отличие от педагога-исследователя, не только выявляет и анализирует проблемы организации учебной деятельности, но и владеет деятельностным способом проектирования новых форм такой деятельности.

Комментируя важнейшие результаты апробации новых модулей разработанной ОПОП исследовательской магистратуры (сам факт внедрения программы и успешное обучение студентов; организация сетевого взаимодействия вузов; расширение клинических баз практики, обладающих достаточным кадровым, материально-техническим, методическим и экспериментальным потенциалом и работающих в деятельностной парадигме; введение распределенной практики; новый метод оценки образовательных результатов – сквозные проектно-исследовательские задания, выполняемые на «входах» и «выходах» интегративных образовательных модулей), Виталий Рубцов особо остановился на новых формах работы, сложившихся в процессе апробации первых двух модулей программы «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»:

- У нас появились новая по существу коммуникативная общность «научный руководитель – студент – руководитель практики», когда эти участники совместно находятся в одной образовательной ситуации. Эта новая среда играет решающую роль в развитии исследовательских компетенций у магистрантов. Чрезвычайно эффективной оказалась также новая форма учебно-исследовательского занятия - дискурс-семинар, нацеливающий студентов на поиск решения исследовательских задач и выполнение исследовательских действий.

Анализируя проблемы, выявленные в ходе апробации программы, Виталий Рубцов констатировал:

- К сожалению, есть проблема академичности профессорского-преподавательского состава, поскольку «все мы очень хорошо знаем, что мы всё знаем. А потому не желаем опускаться до образовательной практики. Не желаем входить в новую ситуацию модульной работы, на которую ориентирует программа».

Высоко оценив работу, проделанную коллегами на данном этапе, Виталий Рубцов закончил свое выступление следующими словами:

- У нас есть шанс сделать реальный вклад в реализацию инновационного по существу проекта модернизации педагогического образования - доработать и запустить программу исследовательской магистратуры.

С докладами на пленарном заседании также выступили:

  • Манолис ДАФЕРМАКИС (Греция), доцент университета Крита (психологический факультет, факультет образования), кандидат философских наук, международный эксперт магистерской программы
  • Мария Серена ВИДЖЕТТИ (Италия), профессор I-го Римского университета «La Sapienza» (факультет психологии), иностранный член РАО, международный эксперт магистерской программы
  • Борис ЭЛЬКОНИН, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института РАО, научный консультант магистерской программы
  • Виктор БОЛОТОВ, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки»
  • Ингер ЭРИКССОН, профессор университета города Стокгольма (Швеция)

После пленарного заседания состоялся круглый стол, на котором участники конференции, представители вузов-партнеров, обсудив промежуточные результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», выработали предложения по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы.

Видеоролик о магистерской программе «Культурно-историческая психология и дятельностный подход в образовании»

Мнения экспертов о магистерской программе

Аннотация магистерской программы

СМИ о конференции

Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования