Вся психология в одном университете

Проектная сессия в МГППУ: как за два года изменить инклюзивную образовательную среду в вузах России?

Релиз

Из 30 тысяч выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья не более 5 тысяч поступают в вузы. Как помочь ребятам этой категории вне зависимости от особенностей их заболеваний, получить высшее образование в любом вузе страны? Поиск ответа на этот вопрос стал ключевым на проектной сессии, которая 29-30 ноября прошла в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) в рамках реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы.

Представители министерств и ведомств Российской Федерации, члены экспертной комиссии в течение двух дней сначала изучали опыт 20 региональных вузов-лидеров в области инклюзивного обучения, затем совместно вырабатывали единое понимание, что такое региональный ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) и как через создание сети таких центров обеспечить прорыв в инклюзивном образовании.

- Наша главная задача, – заявил на открытии проектной сессии ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Виталий Рубцов, – сформировать представление о модели РУМЦ, механизме его работы и достижения контрольных показателей каждым центром и сетью в целом. На основании этого будут разработаны условия конкурсов, в которых в начале 2017 года примут участие региональные вузы.

В ближайшие 2 года в России на базе вузов-лидеров в области инклюзивного обучения должны открыться 18 региональных РУМЦ (3 федеральных уже действуют), через работу которых, в том числе масштабирование их деятельности, необходимо будет достичь предельно конкретных целевых показателей:

  • Численность абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), принятых на обучение по программам высшего образования, должна ежегодно увеличиваться на 10%, пока не будет полностью удовлетворен запрос этой категории абитуриентов.
  • Численность лиц с инвалидностью, завершивших освоение программ высшего образования должно увеличиться от 65% в 2017 году до 70% к 2018 году.
  • Доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников с инвалидностью от общего количества выпускников вузов с инвалидностью должно увеличиться от 72% в 2017 году до 77% к 2018 году.

- Показатели, к которым мы стремимся, кратно превышают показатели стан Европы и Америки,- отметил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Соболев. – Сеть РУМЦ должна тотально, на 100% решить задачу по созданию инклюзивной образовательной среды в вузах России.

Опыт вузов, которые были представлены на проектной сессии, заслуживает отдельного внимания и изучения, так как каждый из них осуществляют успешное обучение студентов с инвалидностью по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета по разным направлениям подготовки.

К примеру, на базе Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) в 1999 году был создан тифлоинформационный центр – первый в России университетский компьютерный центр для студентов, инвалидов по зрению. За этот период времени вуз окончили 70 инвалидов по зрению, из них 7 стали кандидатами наук.

- Мы уже сейчас имеем региональный масштаб работы, – сообщила руководитель тифлоинформационного центра, кандидат социологических наук Марина Рощина. – Наш центр открыт для всех нижегородцев, инвалидов по зрению, получающих профессиональное образование.

- МГППУ как локомотив тянет за собой не только многие московские вузы, но и региональные, – подчеркнула значение Московского государственного психолого-педагогического университета в развитии инклюзивного образования в России Директор института психологии и педагогики Тюменского государственного университета Людмила Волоснякова. – МГППУ задает тренды, разрабатывает и делится с другими учебными заведениями огромным количеством материалов.

По результатам проведения проектной сессии эксперты подготовили список организаций высшего образования, рекомендованных для создания РУМЦ в 2017 году.

Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) – структурное подразделение образовательной организации высшего образования, деятельность которого направлена на организацию инклюзивного образования в рамках деятельности самого вуза, а также трансляцию передового опыта по работе со студентами с инвалидностью вузов лидеров этой области вузам, начинающим развивать инклюзивное обучение. РУМЦ создается на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих существенный положительный опыт обучения студентов с инвалидностью, располагающих структурным подразделением, обеспечивающим сопровождение обучения студентов с инвалидностью и последующее содействие их трудоустройству.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) создан в 1996 году. Университет объединяет традиции научных исследований и ориентацию на практику. На 11 факультетах МГППУ обучается более 5000 студентов и аспирантов. В МГППУ преподают высококвалифицированные специалисты, в их числе 188 докторов наук и 388 кандидатов наук.