Вся психология в одном университете

Виталий Рубцов на прошедшей в МГППУ конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» выступил с программным докладом «Психология образования в интересах детей»

Новость

Фото: Владимир ЯКОВЛЕВ

25-26 апреля 2017 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете стартовала XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: педагог-психолог в мире школы».

В конференции, организованной Министерством образования и науки РФ, Федерацией психологов образования России, МГППУ и Психологическим институтом РАО, приняло участие более 300 представителей образовательных организаций, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, педагогических и психологических вузов и других специалистов.

НАМ ПРЕДСТОИТ ДУМАТЬ ВСЕМ ВМЕСТЕ

Пленарное заседание конференции началось с оглашения многочисленных приветствий, направленных в адрес ее участников и организаторов.

Заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин КАГАНОВ в своем видеообращении отметил, что «за то время, когда мы начали обсуждать задачи профстандарта педагога-психолога, требования, предъявляемые обществом к этой категории работников, очень многое сделано»:

- Без педагогов-психологов нельзя создать для детей комфортную атмосферу в школе, развивать систему инклюзивного образования,- сказал Вениамин Каганов. – К сожалению, сегодня, наши образовательные организации только на 54-56 процентов обеспечены кадрами педагогов-психологов. Дело не в том, что их мало готовят. Многие школы, особенно в муниципальных образованиях, школы, удаленные от центра, не могут пока создать условий, которые привлекли бы качественно подготовленных педагогов-психологов. Это проблема, над которой нам предстоит думать всем вместе.

Остановившись на проблеме детских суицидов, Вениамин Каганов подчеркнул, что «принимаются все меры для того, чтобы закон был значительно строже к тем, кто использует Интернет-пространство для нежелательного влияния на подрастающее поколение»:

- Но, конечно, – заявил Вениамин Каганов, – все с особой надеждой смотрят на образовательные организации. Ведь именно там можно вовремя разглядеть потенциальное неблагополучие и вовремя помочь детям, подросткам, молодым людям. Уверен, что Московский государственный психолого-педагогический университет, Федерация психологов образования помогут нам в этой работе.

В приветственном письме участникам конференции, которое подписала Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида ДРАГУНКИНА, в частности, говорится:

- Участников конференции объединяет ответственность за судьбы детей перед возникающими вызовами медиасреды, повышение психолого-педагогической компетентности работников образования на основе требований профессиональных стандартов, разработку эффективных программ и методик профилактики психического здоровья учащихся. Это полностью соотносится и с положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В приветствии, подписанном Председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной МЕРКУЛОВОЙ, подчеркивается, что «профсоюз придает особое значение вопросам, связанным с консолидацией усилий профессионального психологического сообщества»:

- Уверена, – говорится в приветствии Галины Меркуловой, – что конференция позволит откровенно обсудить современные подходы к вопросам совершенствования деятельности психологических служб образования, подготовку педагогов-психологов.

ЗДЕСЬ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Руководитель Рособрнадзора Сергей КРАВЦОВ, выступая на конференции, сообщил о том, что в России сегодня «фактически сформирована единая система оценки качества школьного образования»: в эту систему входят ЕГЭ, итоговая аттестация после девятого класса, всероссийские проверочные работы в четвертом и пятом классах, а также Национальные исследования качества образования, проводимые Рособрнадзором.

Кроме того, Сергей Кравцов обратил внимание участников конференции на то, что у школьников пятых-шестых классов значительно снижается мотивация к обучению:

- Если вовремя не вмешаться в этот процесс, – сказал глава Рособрнадзора, – то в старшей школе таких ребят ждут проблемы и со сдачей итоговой аттестации, и ЕГЭ, и поступлением в вузы. Во всем этом необходимо разобраться. Как, с точки зрения педагогической психологии, выстроить учебный процесс, чтобы справиться с этим явлением? Здесь нужна ваша помощь.

Коснувшись проблемы детской тревожности перед экзаменами, Сергей Кравцов сказал:

- Стресс, как правило, возникает по вине родителей, которые, что называется, накручивают своих детей. Сами же ребята, особенно те, кто хорошо учились, сдают ЕГЭ спокойно. Вот почему в работе с такими эмоциональными родителями также рассчитываем на педагогов-психологов.

Наконец, Сергей Кравцов остановился на формировании компетенций у школьников:

- Пока у нас нет однозначного ответа на вопрос, какими компетенциями должен обладать выпускник школы, чтобы он мог работать по тем специальностям и профессиям, которые будут востребованы в самом ближайшем будущем. Эта проблема актуальна не только для нашей страны. Понятно, что современный ребенок должен быть креативным, обладать нестандартным мышлением, умением работать в группе. Но что еще необходимо включить в этот набор компетенций, и главное – как их измерить?

- Сегодня, – заявил руководитель Рособрнадзора, – мы приходим к пониманию того, что, возможно, помимо обязательных экзаменов на знание предмета, школьники также должны сдавать экзамен на сформированность у них актуальных компетенций. Здесь перед нами много вопросов. Например, в какой форме проводить подобный экзамен – письменной или устной? Какие контрольно- измерительные материалы использовать? Мы над этим сегодня думаем, работаем. И здесь нам без поддержки педагогов-психологов не обойтись.

НОВЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, выступая с докладом «Практическая психология образования и вызовы сетевого столетия», обратил внимание участников конференции на то, что «человечество уже совершило космический перелет в другую, виртуальную реальность»:

- Стоит нам только потереть гаджет, словно волшебную лампу Алладина, и оттуда что только не вылетает! Дети стали зависимыми от мессенджеров и мобильных телефонов. От поколения «next» мы переходим к поколению «net». И в этом поколении происходит виртуализация мира, виртуализация «Я».

Характеризуя с разных сторон стремительно меняющуюся реальность, когнитивную революцию, которая «происходит во всем мире, в том числе и в России», Александр Асмолов подчеркнул, что сегодня и взрослые, и дети «уходят от приватного, личностного пространства в пространство публичное», где действуют «совершенно другие законы развития».

- Можно говорить о трех главных вызовах времени, - отметил Александр Асмолов. – Во-первых, мир движется от детерминизма к неопределенности. Во-вторых, мир движется к все более сложным системам. В-третьих, мир движется к росту разнообразия.

- В образовании, - продолжил Александр Асмолов, ответом на рост неопределенности является вариативное образование, программы, учитывающие потенциальные выборы. Ответом на рост сложности становятся метапредметные стандарты. Только метапредметное познание дает целостную картину мира. Наконец, ответом на рост сложности окружающего нас мира должно стать повышение личностных результатов образования.

- Как бы то ни было, - заявил Александр Асмолов, - психолог уже стал проектировщиком самой системы образования. Очень важно, что он работает в команде с дефектологами, социальными педагогами. Эту сложившуюся управленческую модель надо развивать.

РОСТ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования № 109 (Москва), заслуженный учитель России, посвятив свое выступление проблемам психологической компетентности современного учителя, призвал не путать знания и компетенции:

- Знания – это черный хлеб учителя, а его компетенции – это, конечно же, компетенции психолого-педагогические. Надо понимать, что сегодня сильно изменился состав учеников. Число детей с самыми разными проблемами изо дня в день неуклонно растет. В одном классе сейчас сидят и дети с инвалидностью, и дети с ОВЗ, и дети с задержками в развитии, и дети с аутизмом, и одаренные, и дети мигрантов. Учитель, увы, пока не готов работать с таким неоднородным контингентом.

Евгений Ямбург также заявил, что будущим учителям-предметникам необходимо преподавать основы дефектологии, чтобы они умели найти общий язык с психологами образования и дефектологами, спрос на которых в образовательных организациях постоянно растет.

На примере своей школы, в которой учится пять тысяч детей, Евгений Ямбург рассказал о том, в каких непростых условиях работают школьные психологи: им ежедневно приходится принимать экстренные и неординарные решения.

- У нас в стране 60 тысяч педагогов-психологов. Труд их бесценен, – заключил Евгений Ямбург. – И всем мы – учителя, педагоги-психологи, психологи, клинические психологи, дефектологи и тьюторы просто обязаны работать в одной команде.

НАВЫКИ 21-ГО ВЕКА

Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак ФРУМИН выступил с докладом «Образование в России: вызовы глобальной конкуренции и возможный ответ», в котором говорил о том, какие новые проблемы предстоит решать в самом ближайшем будущем психолого-педагогическому сообществу:

- Исследования показывают, что у нас не развита так называемая «новая грамотность», при которой, скажем, умение пользоваться кредитной карточкой становится не менее важным, чем умение считать в уме. У нас слабо развиты так называемые навыки 21-го века – прежде всего я имею в виду низкую предприимчивость и инициативу людей. Кроме того, многие дети к концу 9-го класса вообще оказываются за порогом уровня функциональной грамотности. И все это накладывается на социальное неравенство, когда у детей из семей с низким доходом почти нет шансов на социальную мобильность. Это очень тревожные вещи.

По мнению Исака Фрумина, «таргетированная поддержка детей с низким социальным и культурным капиталом», формирование у школьников навыков 21-го века, а также повышение мотивации к обучению, которая резко падает в основной школе, сегодня являются важней задачей педагогов-психологов.

Выступивший на конференции генеральный директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Зураб КЕКЕЛИДЗЕ подробно рассказал об особенностях психического развития детей и проблемах в системе общего образования.

УЧИТЬСЯ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ

Первый проректор МГППУ Аркадий МАРГОЛИС, выступивший с презентацией «Управление основной профессиональной образовательной программой на примере реализации модуля профессиональной направленности», посвятил свое выступление кардинальным изменениям в программах подготовки педагогов и педагогов-психологов.

Аркадий Марголис также отметил, что «сегодня в комплексном проекте по модернизации педагогического образования принимает участие более 50 университетов, и во многих из них готовят педагогов-психологов, как правило, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование».

Отвечая на вопрос, «что побудило Министерство образования и науки РФ четыре года назад инициировать ключевой проект по модернизации педагогического образования, первый проректор МГППУ сказал:

- Профессиональный стандарт педагога, который задает вполне определенную модель профессиональной деятельности для специалистов. Если мы говорим о педагоге-психологе, то образовательные результаты в его подготовке, его профессиональные компетенции, его квалификация должны быть заданы профессиональным стандартом «Педагог-психолог». Также они должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования.

РАЗГРАНИЧИТЬ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юрий ЗИНЧЕНКО, вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, представил на конференции «Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Рассказав о структуре и основных направлениях деятельности психологической службы и заметив, что «сегодня психологи занимают видные позиции в Российской академии образования», Юрий Зинченко сказал:

- Часто психолог подменяется педагогом-психологом, дублирующим функции педагога. Для того чтобы разграничить зоны ответственности, необходимо выработать нормы и стандарты деятельности психолога образования.

СТРАТЕГИЯ ВИТАЛИЯ РУБЦОВА

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, президент Федерации психологов образования России, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Виталий РУБЦОВ выступил с программным докладом «Психология образования в интересах детей».

Для того чтобы «дифференцировать пространство, в котором сегодня работает педагог-психолог, и вместе с тем обозначить междисциплинарный и шире – межведомственный характер такого пространства», Виталий Рубцов разбил свой доклад на несколько крупных блоков.

Прежде всего, ректор МГППУ дал системный анализ вызовов и рисков современного детства, связанных непосредственно с проблемами обучения, воспитания и развития детей в различные периоды детства. При этом Виталий Рубцов обратил внимание участников конференции на то, что крайне актуальная проблематика этнокультурного образования «до сих пор находится у нас где-то на периферии»:

- К сожалению, образовательная среда медленно отходит от понимания патриотизма исключительно как военного. Гражданский патриотизм нередко подменяется акциями демонстративного характера. Вот почему педагогам необходимо сегодня смелее овладевать реальными образовательными технологиями, направленными на развитие конструктивного гражданского патриотизма.

Продолжая разговор о вызовах современного детства, Виталий Рубцов подробно остановился на главных проблемах различных категорий детей. МГППУ, который находится в центре этой работы, позиционирует себя как университет для неравнодушных людей. Здесь давно и системно обучают, воспитывают, социализируют детей-инвалидов, детей с аутизмом, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Третья группа образовательных проблем, по классификации профессора Виталия Рубцова, обусловлена вызовами социальной среды. К ним относится суицидальное, девиантное поведение детей, распространение форм опасного досуга, вовлечение подростков в противоправные движения, риски цифрового мира, насилие в отношении детей.

- Проблема образования и социализации современных детей очень сложна, - заявил Виталий Рубцов. - Нужна образовательная и социальная инклюзия различных категорий детей, с учетом их особенностей, возможностей и интересов. Без командной работы специалистов: педагогов, педагогов-психологов, психологов, учителей-дефектологов, клинических психологов, социальных работников мы ничего не сделаем.

Во втором блоке своего доклада ректор МГППУ рассказал об инструментах, позволяющих обеспечить эффективное и полноценное психолого-педагогическое сопровождение рисков и вызовов современного детства.

Важнейшим инструментом являются профессиональные стандарты работников образования, прежде всего профстандарт педагога и педагога-психолога. При этом Виталий Рубцов заявил, что именно стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» более всего отвечает требованиям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Вторым важнейшим инструментом становится система профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профстандартов. В частности, МГППУ и другие участники комплексного федерального проекта «Модернизация педагогического образования» разработали более 40 основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями профстандартов работников образования. Сегодня уже в 58 университетах в разных регионах страны эти программы апробируются, в тесном взаимодействии со школами.

Наконец, третьим инструментом, который, по словам Виталия Рубцова, также «позволит нам минимизировать вызовы и риски современного детства», является психологическая служба системы образования:

- Есть хороший региональный опыт. Такие службы прекрасно работают в Москве, Новосибирске, в других городах. Но пора уже выстраивать психологическую службу системы образования на федеральном уровне. Без нее мы не сможем решить проблемы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки специалистов образовательных организаций в регионах. Не сможем обеспечить межведомственное взаимодействие всего нашего профессионального сообщества. Не сможем, наконец, оказать масштабное противодействие деструктивным тенденциям не только в образовательной, но и социальной среде.

Наконец, в последнем разделе своего доклада, который, по сути, вылился в стратегию действий всех педагогов-психологов, всего профессионального сообщества на ближайшие годы, Виталий Рубцов выдвинул ряд крупных инициатив.

В частности, он предложил создать межведомственную рабочую группу по разработке и апробации комплексной модели психологического обеспечения системы образования в соответствии с требованиями Федерального закона об образовании, ФГОС общего образования, разработанных профессиональных стандартов, прежде всего – профстандартов педагога и педагога-психолога.

Кроме того, Виталий Рубцов считает, что необходимо внести соответствующие изменения в профстандарты с учетом Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатываемой Концепции развития психологической службы системы образования.

РОДОМ ИЗ МГППУ

Своеобразным эмоциональным пиком конференции стало выступление Ефима РАЧЕВСКОГО, директора Центра образования «Царицыно» № 548 (Москва), народного учителя России:

- Помните, когда мы перешли на нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций, от чего стали отказываться безумные директора школ? Они стали отказываться от школьных психологов. Потом они стали резать систему дополнительного образования, убирать тьюторов. Правда, позже, благодаря майским указам Президента, персонал начали потихонечку возвращать. Но только не психологов, о которых в указах ничего не говорилось.

- К счастью, – продолжил Ефим Рачевский, – по-моему, это был Виталий Рубцов, кто пробил название «педагог-психолог».

(Виталий Рубцов из президиума): – Все вместе! Юрий Петрович Зинченко тогда очень помог!

(Ефим Рачевский с трибуны) – Хорошо, тогда сейчас в зале находятся двое мужчин, которые, по сути, спасли школу, добавив к слову «психолог» еще и «педагог». Это чрезвычайно важно!

- Накануне, – сказал Ефим Рачевский, – я спросил у Виталия Рубцова, какой главный тренд конференции? И он мне прямо сказал: надо сохранить, умножить психологическую компетентность школьных образовательных программ. Можно ли это сделать без педагогов-психологов? Честно скажу: сейчас нельзя! Потому что педагоги-психологи выполняют в школе компенсаторную функцию. Это «протезы», это «костыли» учительской некомпетентности в сфере жизнестных отношений и межличностных коммуникаций.

- Я вам честно признаюсь, -– заявил народный учитель России Ефим Рачевский. – Несмотря на все подушевые, на все нормативы, мы у себя в школе сохранили психологическую службу в количестве 12 человек. Из них девять ребят – отсюда. Выпускники МГППУ!

Лев КУЛАКОВ