Интервью с профессором Николаем Нечаевым о курсе лекций по генетической психологии в МГППУ

Новость

18 января в МГППУ начался курс лекций академика РАО, доктора психологических наук, профессора Николая НЕЧАЕВА, специалиста в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Николай Нечаев является профессором кафедры ЮНЕСКО МГППУ «Культурно-исторической психологии детства». Николай Николаевич побеседовал с корреспондентом пресс-службы МГППУ Ксенией Рыбаковой и подробно рассказал о своем курсе лекций.

Курс «Основы общей (генетической) психологии» читается магистрантам 1-го года на факультете психологического образования, будущим педагогам-психологам. Разработчиком этого курса в свое время была Людмила Филипповна ОБУХОВА, непосредственный ученик и многолетний сотрудник выдающегося отечественного психолога Петра Яковлевича ГАЛЬПЕРИНА, который и для меня стал Учителем на всю мою жизнь. Л.Ф. Обухова была крупнейшим отечественным специалистом по генетической психологии Жана ПИАЖЕ. После выполнения своей дипломной работы, посвященной исследованию психологических проблем формирования физических понятий у школьников, она под руководством Петра Яковлевича ГАЛЬПЕРИНА выполнила целый ряд исследований теоретического наследия Жана Пиаже. Пиаже рассматривался ею и как общий психолог, и как возрастной, и, конечно, как философ. Поэтому неслучайно Людмила Филипповна – стала ведущим отечественным специалистом по возрастной и генетической психологии.

Закономерно поэтому, что ключевыми идеями данного курса для Л.Ф. Обуховой стали концептуальные положения теории П.Я.Гальперина, нашедшие отражение в его курсе «Общей психологии». Курс «Основы общей (генетической) психологии» базируется на этих идеях П.Я.Гальперина и ориентирован на раскрытие общепсихологических закономерностей генезиса сознания человека, что очень важно для наших магистрантов ¾ как для тех, кто уже имеет базовое психологическое образование, так и для тех, кто впервые приступает его освоению. Это естественно создает определенные методические сложности для лектора, который должен добиться, чтобы содержание курса, его основные идеи были успешно освоены всеми без исключения слушателями курса. Мой опыт работы о студентами разных специальностей, слушателями курсов повышения квалификации, как психологами, так и педагогами, показывает, что успешность обучения во многом определяется содержанием базовой профессиональной подготовки. Но, как это не прозвучит парадоксально, магистрантам-психологам в определенном отношении будет в некотором отношении будет сложнее осваивать идеи этого курса, чем слушателям, не имеющим базового психологического образования. Потому что четыре года профессионального психологического образования, но полученного в рамках иной психологической школы могут стать определенной помехой для понимания взглядов, базирующихся на идеях П.Я.Гальперина. Для магистрантов-психологов может возникнуть проблема перестройки уже сложившихся ранее представлений. А мы ¾ психологи ¾ не так легко «переходим» из одной научной школы в другую. Поэтому для меня сверхзадача этого курса – показать, что вся психология, независимо от разных ее направлений и школ, может и должна рассматриваться как наука о генезисе психологических возможностей человека.

И в своей трактовке этого курса я рассматриваю эту задачу как главную. Это значит, что в курсе, прежде всего, должны быть раскрыты методологические основы исследования генезиса психологии человека и психологические закономерности понимания этого процесса.

Естественно, я затрону теоретические вопросы генезиса психики. Признаюсь, что в последние годы я употребляю термин «психика»  в кавычках, потому что, чем дольше мы работаем в области психологии, тем больше возникает оснований и даже необходимость отказа  от этого термина, сохранив, конечно, термин «психология». Потому что «психика», как я показываю в некоторых своих работах, – это некий концепт, корни которого в Античной Греции. Мифологическая Психея – «душа», давшая название нашей науке, всегда рассматривалась как некая субстанция, которая проявляла и проявляет себя в форме различных «психических» явлений. И подобное «субстанциональное» рассмотрение «психики» до сих пор сохраняется в нашей науке. Но, на мой взгляд, то, что мы называем «психикой» – надо рассматривать как отношение возможностей организма регулировать его взаимосвязи с условиями и факторами «внешней» для организма среды. Это, пусть и не всегда последовательно, подчеркивал Алексей Николаевич Леонтьев, для которого было очевидно, что эти возможности организма изменяются, трансформируются, развиваются в ходе решения реальных задач деятельности. И именно изучению этого процесса посвятил Петр Яковлевич Гальперин свои исследования в рамках разработанной им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, в которой он рассматривал «психику» как  ориентировочную деятельность организма, которая применительно к человеку проявляется в различных формах и видах сознательной деятельности человека.

Именно поэтому будущим психологам и педагогам так важно иметь в виду методологические ориентиры при исследовании закономерностей психологического развития человека. Понимание этих закономерностей позволяет разумно подходить к генезису сознания, что всегда было в центре внимания различных школ и направлений как зарубежной, так и отечественной психологии. Поэтому в рамках курса будет представлен анализ различных научных школ, существующих со времен так называемого открытого психологического кризиса. Он специально обозначен в программе как отдельная тема, и я постараюсь показать причины его возникновения, начиная от физиологической психологии Вундта и заканчивая исследованиями наших отечественных бихевиористов и необихевиористов, существовавшими в 20-е гг. в виде рефлексологов и реактологов, которые де-факто заложили основы деятельностного подхода, которым по праву гордится отечественная психология. Поэтому в курсе будет проведен детальный анализ идей отцов-основателей этого подхода и, прежде всего идей культурно-исторической психологии  Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, концепции П.Я.Гальперина и ряда других авторов. В этом курсе будет показано, как в педагогической практике обучения и воспитания рождается необходимость психологического анализа деятельности ребенка и ее развития, и как мы можем «влиять» на траекторию этого развития, – в общем, будет рассмотрен весь комплекс идей, связанных с теоретическими и практическими разработками проблем развивающего обучения. А учитывая, что последнее десятилетие я прицельно занимаюсь проблемами психологии и педагогики развития, то в курсе будут рассмотрены идеи периодизации развития, сформулированные в работах Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова.

Эти идеи очень важны для меня, потому что в работах 90-х гг. прошлого века Василий Васильевич ДАВЫДОВ показывал необходимость говорить уже не о развивающем обучении, а о развивающем образовании, и даже изредка использовал термин: развивающееся образование, так как ему стало очевидно, что сама система развивающего обучения тоже развивается: и виде появления разных концепций развивающего обучения, и в виде изменения самой технологии этого процесса. Приведу простой пример: тренер учит игре в бадминтон. Он набирает в секцию 4-летних детей и начинает с ними работать, и работает с ними до тех пор, пока они не станут мастерами спорта. У него постоянно меняется технология его развивающего обучения, которая закономерно перестраивается из-за учета изменения психологических возможностей его учеников. Постоянно и непрерывно меняются все процедуры обучения, так как развивается его подопечный. И если для обычной школы этот процесс трудно показать – закончилось природоведение, начинается физика с химией, и они между собой как бы не связаны. В этом, кстати, одна из коренных проблем содержания школьного образования – нет единого фокуса или стержня, который бы удерживал систему непрерывно изменяющегося и развивающегося обучения, действительно ориентированного на развитие деятельности и личности в целом, а не на отдельные, пусть и очень важные способы решения математических или химических задач из школьных предметов. Постараюсь показать это в курсе – начиная от дошкольника и заканчивая студентами, обучающимися в высшей школе, но порой так и не достигающими уровня высшего образования. В своих работах я систематически показываю, что мы систематически смешиваем высшую школу как социальный институт подготовки специалистов с высшим образованием с  самим высшим образованием как процессом обретения человеком соответствующего уровня своего психологического развития. Ведь высшая школа – это своеобразный двуликий Янус, смотрящий и назад ¾ как социальный институт сохранения накопленного человечеством опыта высшего образования, так и смотрящий вперед ¾ как образовательная форма движения процесса развития в непредсказуемое будущее.

Я с большим удовольствием взялся за чтение этого курса и надеюсь, что излагаемая в нем система понятий станет основой размышлений для самих слушателей. Рассчитываю этот курс в некотором роде сделать модельным, и я благодарен Виталию Владимировичу РУБЦОВУ, что он поставил задачу разработать русскоязычную версию такого курса  в видеоформате, ориентированном на дальнейшее его использование в рамках системы электронного обучения, чтобы затем на его основе сделать его англоязычную версию, уже ориентированную на студентов-магистрантов из ряда иностранных вузов – наших партнеров.

Веб-сайт Николая Николаевича Нечаева

Пресс-служба МГППУ

Источник: Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»