Вся психология в одном университете

По следам Второй научно-практической конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии» (28-29 сентября 2019, Москва)

Новость

По следам Второй научно-практической конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии»

28-29 сентября в Москве состоялась конференция «Семья в современном мире: трансформация психотерапии». Доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета "Клиническая и специальная психология" ТАТЬЯНА ЯКИМОВА являлась руководителем секции "Семья с особыми задачам и потребностями развития".

Предлагаем Вашему вниманию отчет работы этой секции.

Целостное видение структуры и динамики семьи, которое стало возможно с использованием системной оптики, позволило «обнаружить» процессы, происходящие в семье особого ребенка и ранее скрытые от специалистов-теоретиков, но очевидные для специалистов-практиков – это процессы в сиблинговой и супружеской подсистемах, в расширенной семье, этапы принятия ситуации особого родительства, специфика жизненного цикла семьи. Такое видение поставило новые проблемы в контексте помощи семье ребенка с ОВЗ и при этом выявило новые возможности этой помощи. Тезисное описание работы секции «Семья с особыми задачами и потребностями развития»:

  • Родители являются главными экспертами по своим детям (А. Битова, Е. Горлова, Т. Шинина, И. Галасюк, И. Морозова, О. Пасечник). Специалистам важно создавать условия развития и нормализации семьи и ребенка в ней, в частности, через замечание и подкрепление любого успеха у ребенка, в детско-родительском взаимодействии, в функционировании семьи в целом.
  • Безопасность окружения и доступность ресурсов – важнейшее условие нормализации для того взрослого, который наиболее близок для ребенка с ОВЗ (как правило, это мать). Одна из труднейших задач для семей, в которых рождаются особые дети, – сообщение членам расширенной семьи, коллегам, друзьям о диагнозе ребенка. «Если есть хоть кто-то в окружении, кто принимает этого особого ребенка (педиатр, соседка) – это важная опора для матери. Необходимость любого принимающего диагноз ребенка человека» (А. Битова, Е. Горлова). Такую поддерживающую функцию сейчас выполняют системы горизонтальных связей – форумы, открытые группы, сообщества (А. Битова, Е. Горлова, Т. Шинина, И. Галасюк, И. Морозова, О. Пасечник).
  • На уровне общества семьи, имеющие особого ребенка\детей, сталкиваются с общими проблемами: отсутствие маршрута развития для семьи как на длительную перспективу, так и на ближайшую; трудности выстраивания альтернативных историй развития семьи, сильнейшее давление доминирующего дискурса о неуспешности, ненормативности всей семьи в целом (Е. Горлова).
  • Подчеркивается значительная роль привязанности в детско-родительской системе. Фактором ее становления является принятие взрослыми своего особого родительства (А. Битова). Эффекты привязанности, в частности, заметны в корректирующих занятиях с ребенком: адекватная вовлеченность родителя усиливает положительный эффект занятий, а его отстраненность тормозит этот эффект; родители могут забрать ребенка из терапии, если видят, что у специалиста контакт с ребенком складывается лучше (А. Азирова, Н. Романовский).
  • Сиблинги детей с ОВЗ, как правило, живут в ситуации неясности, противоречивости или отсутствия информации о происходящем; они начинают играть устойчивые роли в системе – объединение против родителей, объединение против сверстников, гиперкомпенсация с гиперответственностью, агрессия, – отражающие их способы совладания с тревогой (Е. Подурова, А.Щербакова). Модификация проективного теста «Дерево» хорошо диагностирует сиблинговую ситуацию (А.Щербакова).
  • Решение задач взросления особых детей становится все более обсуждаемым. Вместе с созданием разнообразных мест трудоустройства, это тренировочные квартиры для самостоятельной жизни, организация сообществ самих людей и детей с ОВЗ (А. Битова) и, конечно, – сексуальное просвещение в семье, его специфика в случае особого ребенка (Д. Браженкова).

Источник: Факультет "Клиническая и специальная психология"