Научно-практическая конференция "Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде" в МГППУ
Новость

Image_3
16 сентября 2009 года Департамент образования города Москвы и Московский городской психолого-педагогический университет провели конференцию «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде».
В работе конференции принимали участие представители Правительства Москвы Департамента образования города Москвы, МГППУ, ГУВД, Прокуратуры и других силовых ведомств Москвы, психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы и другие специалисты, интересующиеся данными проблемами.
Конференция проводилась с целью анализа психолого-педагогического и правового содержания явления ксенофобии, национализма и экстремизма среди несовершеннолетних, обмена опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками.
Основой гражданского и демократического общества является признание права других национальностей, культур, вероисповеданий на уважение, принятие и терпимость, а также соблюдение законности и правопорядка. Многовековые традиции России основаны на гуманистических нормах и принципах цивилизованных взаимоотношений разных культур, религий, социально-политических взглядов.
В настоящее время отмечается рост проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе. В сложившихся социальных условиях наиболее чувствительной к подобным настроениям категорией являются дети и подростки. В связи с этим актуальны анализ и разработка психолого-педагогического и правового содержания профилактики ксенофобии, национализма и экстремизма среди несовершеннолетних, обмен опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками.
Следует отметить, что проявления ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде необходимо рассматривать как крайнюю форму девиации и асоциального поведения. Наиболее эффективными методами превенции этих феноменов являются методы комплексного психолого-социального и правового сопровождения несовершеннолетних.
Система образования может и должна проводить первичную профилактику проявлений ксенофобии и национализма, воспитывая детей в духе толерантности, а также оказывать содействие в решении данных вопросов субъектам активной профилактики экстремизма (правоохранительным органам, органам государственной безопасности и другим силовым ведомствам), деятельность которых регламентируется УК РФ, УПК РФ, Законом о милиции, Законом о ФСБ, Законом о безопасности, Законом об образовании, Концепцией национальной безопасности, 11 статьей Конституции РФ.
Таким образом, основная задача конференции - выработка эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание, заседание секций и итогового круглого стола.
В работе Пленарного заседания приняли участие:
- Умрихина Марина Евгеньевна – заместитель руководителя Департамента образования города Москвы «Профилактика экстремизма, национализма и ксенофобии в системе столичного образования».
- Рубцов Виталий Владимирович – ректор МГППУ, д.п.н., профессор, академик, действительный член РАО. Приветственное слово.
- Попенков Владимир Иванович – первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы. Приветственное слово.
- Войнова Светлана Владимировна – начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры города Москвы «Проблемы межведомственного взаимодействия в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма несовершеннолетних».
- Брод Александр Семенович – директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ «О современных тенденциях и особенностях проявлений экстремизма, ксенофобии и национализма в подростковой и молодежной среде».
- Ениколопов Сергей Николаевич – заведующий кафедрой Криминальной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, заведующий отделом медицинской психологии НЦПЗ РАМН, к.п.н., профессор «Психологические проблемы «преступлений ненависти».
- Собкин Владимир Самойлович – директор Центра социологии образования РАО, член-корр. РАО, д.п.н., профессор «Проблема межнациональной толерантности в подростковой среде».
- Дворянчиков Николай Викторович – декан факультета Юридической психологии МГППУ, к.п.н., профессор кафедры Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ «О подготовке специалистов для работы с социально проблемными и юридически значимыми ситуациями».
- Дозорцева Елена Георгиевна – заведующая кафедрой Юридической психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессор «Ксенофобия: проблемы детей и взрослых».
- Сафуанов Фарит Суфиянович – заведующий кафедрой Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории судебной психологии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессор «Агрессия на почве ксенофобии: проблема психологических механизмов».
- Хухлаев Олег Евгеньевич – заведующий кафедрой Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н. «Негативный национализм в молодежной среде: социально-психологические причины (результаты экспериментального исследования)».
- Хечанова Любовь Евгеньевна – директор ГОУ Центр образования № 1429 ЦАО г. Москвы «Формирование толерантных установок у участников образовательного процесса в условиях адаптивной школы».
- Умняшова Ирина Борисовна – заведующая учебно-производственной лабораторией факультета Психологии образования МГППУ, к.п.н., старший научный сотрудник Психологического института РАО «Роль многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в среде детей и подростков».
Основные секционные направления работы конференции:
- Социально-психологические аспекты профилактики экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.
- Роль и место учителя, классного руководителя в профилактике экстремизма, ксенофобии и национализма среды обучающихся. Система работы.
- Роль общественности в организации работы образовательного учреждения по профилактике национализма, экстремизма среди обучающихся.
- Аспекты профилактики экстремизма среди обучающихся в деятельности администрации образовательного учреждения с точки зрения управления процессом.
- Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде.