Ведущий психолог образования раскрыл факторы развития мышления у детей

СМИ о нас

Ведущий психолог образования раскрыл факторы развития мышления у детей

Современный мир меняется очень быстро, поэтому вопрос, как и чему учить молодые поколения, встает с небывалой остротой, считает академик ВИТАЛИЙ РУБЦОВ. Основатель и президент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) поделился с РИА своим видением актуальных задач школьного образования.

— Виталий Владимирович, что значит быть ребенком сегодня?

— Понять современного ребенка значит, прежде всего, понять проблемы и риски общества, в которое он входит, понять реальную социальную ситуацию, в которой он действует и живет.

В самом общем виде можно сказать, что сегодня общество характеризуется многообразием быстро сменяющихся типов деятельности и форм общности. Их особенности растущему человеку необходимо понимать.

Умение взаимодействовать и общаться, понимать других и самого себя — самое важное для современных детей. Без этого едва ли возможно стать полноценным членом общества и участвовать в процессах, определяющих его развитие.

— Как вы понимаете задачи современной школы?

— Важно поддерживать и поощрять в детях дух сотрудничества, а также развивать умение включаться в новые типы активности. Образование школьников должно укреплять ответственность и инициативность. Современной массовой школе для этого потребуется всерьез переосмыслить сложившиеся формы и методы обучения.

При этом, несмотря на любые трансформации, одной из задач школы является формирование у детей интеллектуальных навыков, обеспечивающих полноценную умственную деятельность.

Существенную роль в новой школе будут играть информационные цифровые платформы. Они могут быть эффективны при моделировании совместной деятельности детей и взрослых, что делает их необходимым инструментом в руках умелого педагога.

— Что в условиях современного общества главное для педагога?

— Искусство педагога сегодня заключается в умении создавать и воплощать различные сценарии взаимодействия внутри класса, тем самым направляя и модерируя совместное продвижение детей в освоении материала.

Содержание образования "оживает" только в формах совместной деятельности детей — как между собой, так и вместе с взрослыми. В условиях сотрудничества с другими поиск решения становится для ребенка значимым и приобретает личностный смысл. 

Мотивация детей к учению зависит от успеха, который сопровождает ребенка в процессе решения учебно-познавательных задач. Правильный выбор формы взаимодействия — учебной, исследовательской, проектной или иной — играет решающую роль при формировании и закреплении навыков познавательной активности.

— Какова роль семьи в образовании?

— Семья должна быть вместе с ребенком, "идти" за его проблемами, участвовать в его жизни. Уже с возраста 7-8 лет (а с 11-12 лет — просто необходимо) важно найти для него такие детско-взрослые коллективы, где бы он смог черпать и поддерживать здоровую мотивацию.

Ребенок объективно нуждается в сообществе, поэтому важно включить его в коллектив, адекватный задачам его развития. Иначе он рискует оказаться в той компании, которая подвернется, а это отнюдь не всегда бывает полезно.

— Какие тенденции в психологии образования вы бы отметили?

— Сейчас происходит обращение исследователей к анализу детско-взрослых сообществ. Большое внимание уделяется изучению эффективных форм групповой исследовательской и проектной деятельности в основной и старшей школах.

Все чаще обращают внимание на то, что главное не столько передать детям определенные знания и умения, сколько научить их самостоятельно ставить и решать исследовательские и проектные задачи. Именно этого требует от нас современное общество.

Не будет преувеличением сказать, что в педагогике на смену тезису "надо научить детей" приходит тезис "надо научить взрослых работать с детьми".

Источник РИА-НОВОСТИ

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью